«Мы тут революцию устроили»

 ПЕРВЫЕ ЛИЦА
Основатель «Электронного города» ушел из «Яндекса» и вложил четверть миллиона долларов в собственную компанию, которая помогает уехать из России
Известный новосибирец, основатель «Электронного города» Александр Ларьяновский уволился с поста директора по международному развитию компании «Яндекс», чтобы своими руками построить огромную международную компанию, которая устроит революцию в сфере образования. В новый проект Ларьяновский вложил четверть миллиона долларов собственных средств. Сейчас компания с годовым оборотом в 50 млн руб. уже приносит первую прибыль. Историю успеха языкового стартапа узнал корреспондент НГС.БИЗНЕС.

Небольшой офис новой компании основателя «Электронного города» Александра Ларьяновского находится в Москве у Рижского вокзала в здании НПО «Гидромаш». Здесь он со своей командой пишет сценарий революции в образовании. «Мы тут революцию устроили. Просто представь, что ты видишь коробку, на ней ценник и надпись: за Х часов ты выучишь английский язык в требуемом тебе объеме, — объясняет он. — Никто в мире не может создать такую коробку, а мы ее тут делаем».

«Мы», судя по офису, — это два небольших кабинета по три стола в каждом, плюс переговорка и стандартный для стартапов столик с капсульной кофемашиной. Ларьяновский достает из больших пакетов купленные только что в METRO сладости, раскладывает их по вазочкам и, отвечая на повисший в воздухе вопрос, изрекает: «Еще 15 столов в других странах. Самый далекий — в Австралии». С идеей, которая легла в основу нового бизнеса, Ларьяновский познакомился 2 года назад. «Меня периодически знакомят с умными молодыми людьми, у которых есть идеи, — рассказывает он. — Я их выслушиваю, задаю вопросы, даю какие-то советы.

На одной из таких встреч с группой молодых мозгов, которая пришла ко мне как к гуру, ребята сказали, что хотят сделать школу английского по Skype. Меня эта идея не заинтересовала».

Молодые мозги, о которых говорит Александр, — это нынешние совладельцы SkyEng: Георгий Соловьев, Харитон Матвеев, Денис Сметнев и Андрей Яунзем. Интерес к этой теме пришел к Ларьяновскому со временем, когда он увидел, что стартаперы работают быстро, задают интересные вопросы, говорят о продукте и рынке: «Зацепили три момента. Во-первых, ребята намереваются создать стандартную услугу, чего никогда не было в образовании. Нельзя заранее узнать, за сколько часов ты научишься играть на пианино или водить машину в требуемом тебе объеме. Это всегда лотерея. А они пытаются это реализовать в изучении английского. Эту революцию грех не финансировать. Во-вторых, рынок этот растет, и он полностью свободен от конкурентов. В-третьих, есть азарт построить крупную международную компанию своими руками».

Осенью 2013 года, как признается сам Ларьяновский, о новом проекте он стал думать больше, чем о своей основной работе. Тогда он принял решение уйти из «Яндекса» и вложил собственные 250 тыс. долларов в новый проект.

«Мои деньги — это второй раунд инвестиций в революцию, первый раунд прошел весной 2013 года, когда ангел-инвестор из Англии Эркин Адылов вложил в SkyEng первые 50 тыс. долларов», — уточнил Александр. Сейчас школа операционно прибыльна и имеет годовой оборот в 50 млн руб. Практически в равных долях она принадлежит шестерым основателям. «Четверо из нас вошли в компанию только своими мозгами, один — только деньгами, один — я — и деньгами, и мозгами», — резюмирует Ларьяновский.

Немалые по меркам стартапа деньги уходят преимущественно в разработку продукта: работу программистов, методистов и преподавателей. Обучение английскому в интернете проходит через обычный веб-браузер. Преподаватель и студент видят друг друга, общаются, проговаривают и пишут незнакомые слова, фразы, составляют новые предложения. За плечами преподавателей стоят методисты, которые ищут и адаптируют передовые программы изучения языка. «Мы берем программы, скажем, Оксфорда, Кембриджа, работаем на переднем крае, с самыми новыми и современными методиками», — говорит Ларьяновский. В скором будущем разработки компании позволят контролировать уровень преподавания: программы будут подсказывать учителю, на какие слова и правила нужно сделать акцент в конкретном уроке. «Уже совсем скоро программа сама будет заставлять проговаривать те слова, которые необходимо выучить студенту, — объясняет Александр. — Клиент по своему выбору за гарантированный срок сможет выучить английский в достаточном объеме для самостоятельных заграничных путешествий, эмиграции, покупок в интернете или сдачи ЕГЭ». Студентов SkyEng обучают более 120 преподавателей. Все они работают удаленно, но большинство из них получают не гонорары за разовые занятия, а оклад. «По числу преподавателей мы крупнейшая скайп-школа английского в России, — утверждает Александр. —

Нужно будет просто, как в магазине, взять с полки коробку, на которой будет написано «английский для эмиграции за столько-то часов», оплатить и получить гарантированный результат, а не лотерейный билет, потому что мы знаем, как гарантировать результат за предсказанное время».

Сейчас основную ставку компания делает на низкую стоимость обучения. По словам Ларьяновского, в Москве час занятий у частного репетитора стоит 2000 руб. В Новосибирске — 300–600 руб. В SkyEng — 530 руб. «Но зато у нас носитель языка стоит 630 руб., а в Новосибирске их просто не найдешь», — объясняет он.

Венчурный фонд RusBase прогнозирует, что в этом году объем рынка онлайн-образования в России составит 1,6–1,8 млрд долларов. CEO фонда Маруся Подлеснова уверена, что на фоне 30%-ного мирового роста рынка этот рынок в России станет больше на 50 %. «Сектор онлайн-образования будет расти, — соглашается бизнес-ангел Алена Попова. — Сейчас образование в интернете наиболее быстрыми темпами растет в Корее и Малайзии, в России, к сожалению, этот процесс идет медленнее».

«Языковое образование по-прежнему остается преимущественно офлайн-рынком, — знает старший аналитик венчурного фонда Runa Capital (в инвестпортфеле фонда школа английского языка Lingua Leo) Дмитрий Сабуров. — Если его объем в целом значительно превышает 1 млрд долл., то онлайн-сегмент в чистом виде, без учета рекламы и лидогенерации, составляет всего 1–3 %». Наиболее популярные, по данным поисковой выдачи Google и Яндекса, школы английского по «скайпу» — englex.ru, english-and-skype.ru, englishdom.com и englishspeech.ru — не стали оперативно отвечать на вопросы НГС.БИЗНЕС. Эксперты-инвесторы считают, что дистанционное обучение английскому — рынок плохо развитый, и конкуренции на нем нет, а игроки все еще слабы в материальном плане. «Для новых игроков одной из стратегий входа на рынок может быть в том числе партнерство с его ключевыми игроками», — добавил г-н Сабуров. По его мнению, предложенная Ларьяновским концепция стандартного продукта с гарантией результата — «скорее, маркетинговый ход для привлечения пользователей».

В этом году SkyEng начинает мировую экспансию, рассказал Ларьяновский. «Хотим попробовать две новых страны и сделать свою платформу для обучения, — говорит он. — Денег пока хватает с текущими темпами развития, но надо больше. Примерно 2 млн долларов от инвестора-стратега». В том, что такие инвесторы найдутся, не усомнился ни один из опрошенных экспертов.


Кирилл Маковеев
Фото thinkstockphotos.com (1), предоставлено Александром Ларьяновским (2)

Прочтений: 38 736

Читайте также