NGS
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-5°

пасмурно, без осадков

ощущается как -10

3 м/c,

с-в.

754мм 71%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Бизнес Экономика «Деньги она не вернула»

«Деньги она не вернула»

Новосибирцы обвинили в обмане старейшую турфирму города — их деньгами оплачивали путевки других туристов

Компания-пионер на новосибирском туристическом рынке ушла с него с громким скандалом и обвинениями в обмане от десятков клиентов. Директор компании «Ольга-Райзен» Ольга Кобец заявила, что остановила деятельность турфирмы, перестала бронировать туры и ищет деньги для того, чтобы расплатиться с теми, кто купил путевки, но никуда не улетел. Коллеги г-жи Кобец по туристическому цеху с сожалением констатируют: закрытие «Ольги-Райзен» стало неожиданностью, но новых громких банкротств не избежать. Почему закрытие «Ольги-Райзен» — знаковое событие для рынка, почему Ольга Кобец начала оплачивать путевки одних туристов деньгами других — выяснил корреспондент НГС.БИЗНЕС.

На прошлой неделе новосибирский туристический рынок потрясла новость о прекращении работы одной из старейших турфирм — «Ольга-Райзен». Как сообщила директор компании Ольга Кобец, фирма не закрыта, но деятельность компании остановлена, и она сама ищет деньги для того, чтобы вернуть их клиентам, оставшимся без путевок.

рассказывала она в 1999 году в интервью газете «Новая Сибирь». — Мы стали плотно работать по приему интуристов в Новосибирске со швейцарской фирмой «Валентина-Райзен». Во всех своих письмах к нам они писали «Ольга-Райзен». Название выдумывать уже было не надо. Теперь заходят туристы и спрашивают: «Где здесь Ольга Райзен?». Так что у меня теперь новая фамилия».

Осенью 1993 года в фирму «Ольга» г-жа Кобец пригласила Наталью Пчельникову и Анну Тятину, с которой вместе они работали вплоть до зимы 2013 года. «Это были чисто деловые отношения, мы были партнерами по бизнесу, подругами мы не были», — вспоминает г-жа Пчельникова. По словам члена правления Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО) Игоря Соловьева, Ольга Кобец — одна из первопроходцев на новосибирском туристическом рынке. «Это человек легендарный, это ведь она затащила на новосибирский рынок туроператора «Натали-Турс», — говорит Игорь Соловьев.

В 2011–2012-м у «Ольги-Райзен» наступил золотой век. По словам г-жи Кобец, в начале 2013 года еще ничего не предвещало беды.

В этом Пчельникова согласна с Кобец, однако дальше взгляды бизнес-партнеров расходятся. По словам директора «Ольги-Райзен», в 2013 году обороты фирмы стали падать, туристы стали тратить на отдых меньше. Наталья Пчельникова же утверждает, что проблемы у «Ольги-Райзен» начались летом, когда бухгалтер заметила нестыковки в объемах расходов и доходов. «Бухгалтер говорила ей, мол, Ольга Васильевна, давайте сядем, посчитаем, здесь что-то не так, а Ольга отнекивалась, — вспоминает г-жа Пчельникова. — Когда мы свели баланс, то поняли, что человек в рамках фирмы работал на себя».

Объем обнаруженных долгов перед туристами Наталья Пчельникова не раскрывает, ссылаясь на то, что они все равно уже выплачены, а точная сумма известна только Ольге Кобец. «Видимо, была такая сумма, что она боялась сказать, — предполагает Пчельникова. —

Мы скинулись, оплатили [все долги], в сентябре 2013 года зарегистрировали свою фирму «Райзен Плюс», с ноября 2013 года уволились и перешли туда работать, получили статус фирменного агентства «Натали-Турс», а в декабре 2013 года Ольга [Кобец] сняла офис в нашем же здании на 3-м этаже».

В этот самый офис 5 июля 2014 года пришла жительница Новосибирска Татьяна Стрельцова (имя изменено. — К.М.). Она взяла в кредит 107 тыс. руб., чтобы оплатить 2-недельную путевку в Таиланд на двоих с дочерью. «Мы уже отдыхали с Ольгой Кобец до этого, единственное, что вызвало удивление, — она пригласила нас в другой офис. Кобец при мне забронировала тур, взяла 100 % предоплаты и выписала приходный ордер с двумя подписями и печатью, — вспоминает Татьяна. — Договор обещала заключить, когда подтвердится бронирование отеля. Я согласилась». Уже дома Татьяна почитала свежие отзывы о компании, в которую обратилась, и ее обдало холодным потом.

«Дело было в субботу. Я до сих пор жалею, что не прочитала отзывы раньше, — говорит Татьяна. — В понедельник я позвонила Кобец, чтобы узнать, забронировала ли она отель. Та ответила, что нет». В тот же день Татьяна договорилась, что приедет и заберет свои деньги во вторник. Г-жа Кобец согласилась на встречу, но деньги так и не вернула, заявив, что касса пуста, и пообещав вернуть все в среду. «Деньги она не вернула ни в среду, ни в четверг, ни в пятницу, каждый день мы встречались, — говорит Татьяна. — В этот понедельник я сказала ей, что 16 июля пойду в полицию с заявлением. Она сказала: «Хотите — подавайте, денег у меня нет». Я нашла других пострадавших, их человек 20, с претензиями к Кобец на 1,5–1,6 млн руб.». Запрос о числе пострадавших от действий г-жи Кобец в полиции оставили без ответа. Сама Ольга Кобец согласна с оценками количества пострадавших и объемом нанесенного туристам ущерба и говорит, что сейчас ищет инвесторов для выполнения всех обязательств и реанимации бизнеса с 20-летней историей.

Директор турфирмы «АКРИС» Владимир Коуров видит сразу три причины, способствующие закрытию турагентств: несовершенное законодательство, неудачные попытки залатать дыры в законах вместо того, чтобы принять новые, и кризисное состояние экономики. «Я думаю, что в качестве менеджера по туризму Ольга Васильевна подкована куда сильнее, чем в качестве управленца, — рассуждает г-н Коуров.

— И нужно понимать, что если даже такие фирмы банкротятся, представляете, какая **** в туриндустрии».

«Проблемы «Ольги-Райзен» — яркая иллюстрация состояния дел в туристической отрасли, — соглашается директор Tez Tour Галина Машухова. — Многие компании сегодня платят с большими задержками». За год, по данным НАТО, с рынка ушли с десяток турагентов, среди них наиболее резонансными были закрытия «Амиго-Тур», «АБВ-Тур», «Бекар» и «С-Тур». По оценке Галины Машуховой, число туристов, заплативших за тур, но не получивших путевок, за год составило 250–300 человек. «От повторения ситуации «Ольги-Райзен» не застрахован ни один турагент, — считает директор по туризму Pegas Turistik Марина Безрядина. — Сейчас эта проблема находится в острой фазе, и мы, туроператоры, прикладываем максимум усилий для того, чтобы сократить количество недобросовестных посредников».

По словам Владимира Коурова, соблазн залезть в оборотные средства турфирмы у их владельцев весьма велик, и без закрепления в законах наказания за потакание этому соблазну ситуацию не переломить. По оценкам туроператоров, число агентств в их «черных списках» идет на десятки, но публикация названий фирм с запятнанной репутацией может убить больш часть туристического рынка.



Кирилл Маковеев

Фото thinkstockphotos.com (1), Владимира Зубкова (uvsr.stu.ru) (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления