Чубайс остановил «Лиотех»

 КОРПОРАТИВНАЯ ЖИЗНЬ
Новосибирский завод, выпускающий батарейки для троллейбусов, прекратил работу и разгоняет персонал — чиновники винят в этом «Роснано»
Новосибирский завод литий-ионных аккумуляторов «Лиотех», принадлежащий ОАО «Роснано», председателем правления которого является Анатолий Чубайс, остановлен. Предприятие, куда вложено почти 14 млрд руб., в том числе и бюджетных, проработало в течение двух с небольшим лет, но так и не смогло выйти на проектную мощность. Грандиозные планы по выпуску батарей для городских троллейбусов сменялись на не менее грандиозные планы по выпуску систем накопления энергии для крупных промышленных объектов, но для сбыта продукции управленцы «Роснано» рынка так и не нашли. По финансовым итогам 2013 года чистый убыток превысил годовую выручку почти в 60 раз.

Справка: ООО «Лиотех», выпускающий литий-ионные аккумуляторы и системы накопления энергии большой мощности, расположен в ПЛП за аэропортом «Толмачёво». Официально завод начал работу 8 декабря 2011 года. После того как из проекта в 2013 году вышла китайская компания Thunder Sky, завод на 100 % стал принадлежать «Роснано». Хотя формально около 14 % принадлежит учредителям — ООО «ТС-Рус», т.е. самому «Лиотеху». Финансовый результат за 2013 год: выручка — 24 млн 572 тыс. руб., чистый убыток — 1 млрд 437 млн руб. (Данные «СПАРК-Интерфакс».)

В начале августа стало известно, что госкомпания «Роснано», вложившая 7,58 млрд руб. в новосибирский завод «Лиотех» по выпуску литий-ионных батарей, вынуждена остановить предприятие. Завод столкнулся со сложными условиями на рынке промышленных аккумуляторов, объяснила пресс-служба «Роснано».

«Производственные мощности завода были спроектированы для изготовления накопителей энергии для электротранспорта, но темпы роста данного сегмента рынка не оправдали возложенных ожиданий, и многие производители столкнулись с финансовыми сложностями, а некоторые из независимых компаний были вынуждены подать заявления на банкротство (A123, Ener1, Altair Nano). В существующей конфигурации производственные мощности завода «Лиотех» избыточны для текущих рыночных условий», — сообщили в «Роснано» в ответ на запрос корреспондента НГС.БИЗНЕС. Ответить же на вопросы, связанные с ситуацией на заводе и нереализованными грандиозными планами, в пресс-службе детища г-на Чубайса не посчитали возможным.

История завода «Лиотех» начиналась вполне оптимистично: на предприятии, которое совместно с китайскими партнерами-поставщиками и наладчиками оборудования построили с нуля, вложив в него несколько миллиардов государственных рублей, серийное производство было запущено фактически через 2 месяца после открытия завода.

Главный инженер Андрей Петров заявлял тогда: «Нашу продукцию готовы приобретать компании «Сибирский троллейбус», Trolza, «АвтоВАЗ», КамАЗ. Есть спрос со стороны военной промышленности, медицины, энергетики». В том же 2012 году в Новосибирске появились два троллейбуса на батареях и электробус, который приобрел НЗХК. Но к концу года выйти на проектную мощность «Лиотеху» не удалось, и на заводе поменяли руководство.

В 2013 году из проекта выпал китайский партнер, который, по словам пресс-службы «Роснано», «не смог выполнить ранее взятых на себя обязательств по технологическому содействию, в том числе по поставкам катодной массы — базового сырья для производства аккумуляторов». «Роснано» вложило в завод еще порядка миллиарда рублей и перешло от ориентации на производителей электротранспорта на крупные энергетические компании, для кого решили создавать системы накопления энергии разной мощности. В ноябре в ходе открытия технопарка новосибирского Академгородка Анатолий Чубайс заявил, что кризис на «Лиотехе» преодолен, существует контракт с Венгрией на 200 млн евро, и в следующем году план выхода объема производства на заводе превысит 5 млрд руб.

Однако через несколько дней после озвученных г-ном Чубайсом очередных грандиозных планов в СМИ появилась информация, что Счетная палата РФ в ходе проверки эффективности использования ОАО «Роснано» федеральных средств в 2007–2012 годах нашла нарушения и в проекте строительства, и работе завода «Лиотех».

В отчете, например, говорится, что стоимость доставки оборудования от китайской Thunder Sky Group Limited была завышена более чем в 3 раза, таким образом, производственная линия стоила 6 млрд 427,5 млн руб. После этой проверки «Роснано» инициировало служебное расследование, а Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело, утверждают в Счетной палате.

В начале 2014 года «Роснано» озвучило бизнес-план завода в очередной раз. Предполагалось увеличение выручки со 165 млн руб. в 2012 году до 4 млрд руб. в 2014-м и до 8 млрд руб. в 2015-м. Вместо производства аккумуляторов для электротранспорта, рынок которого топ-менеджерами предприятия был переоценен, завод теперь должен выпускать системы накопления энергии для компаний крупной энергетики. Было объявлено и о соглашении с «РусГидро», которое заключили в декабре 2013 года Однако в августе 2014 года было сообщено об остановке деятельности завода.

Депутат Госдумы от Новосибирской области Илья Пономарев не считает, что «Лиотех» — проект для так называемого «распила» бюджетных денег, просто речь идет о некомпетентности топ-менеджеров.

«В «Роснано» действительно плохо понимают, каким образом можно осуществлять высокотехнологичные проекты. В случае с транспортом — рынка просто не было. А что касается промышленных накопителей, так в стране экономический кризис уже год, и он проявляется в первую очередь в сфере энергетики», — уточнил депутат. Начальник департамента промышленности мэрии Новосибирска Александр Люлько заметил, что о полном закрытии завода говорить рано. Люлько побывал на предприятии 11 августа и уточнил, что производство аккумуляторов там остается, правда, в минимальном объеме — по единичным заказам из других регионов, а большинство работников из примерно 200 остававшихся — сокращены.

«До 25 числа основное производство [на заводе] остановили. Сейчас решаются юридические вопросы, поскольку «Роснано» от них отказалось…

Мы обсуждали два вопроса. Первый – найти рынок сбыта. Еще мы надеемся, что будет развернута программа по горэлектротранспорту. Правда, новые троллейбусы дороже на 15–20 %. И второй момент — сокращении площадей производства», — сообщил г-н Люлько.

На «Лиотехе» прокомментировать события не смогли — сначала гендиректор Андрей Петров, в прошлом — главный инженер и начальник отдела технической поддержки клиентов, был на совещании, а затем уехал в командировку. Его заместитель отказался не только отвечать на вопросы корреспондента НГС.БИЗНЕС, но даже не захотел представиться, заметив, что все комментарии надо брать в «Роснано», где, в свою очередь, выдали универсальный ответ, который подходит ко всем кризисным этапам «Лиотеха»: «Компания планирует существенно улучшить технические показатели своей продукции и получить дополнительные конкурентные преимущества на сложном рынке. Кроме того, для расширения продуктовой линейки «Лиотех» намерен модернизировать существующие производственные мощности, что потребует временной приостановки технологических процессов. Конкретная программа модернизации будет принята после завершения технического аудита завода».


Илья Калинин
Фото Стаса Соколова

Прочтений: 45 706

Читайте также