Представьте себе какой-нибудь банк. Совещание по итогам года.
Отчитывается SMMщик: «Наша аудитория стремительно увеличивается. Нами открыты группы во всех популярных соцсетях, включая «ВКонтакте», Facebook, Twitter, МойМир@Mail.Ru. Совокупная аудитория подписчиков наших страниц на 1 декабря достигла 1 млн человек».
Один из руководителей: «Что? Один миллион? И сколько же из них стали нашими клиентами?».
SMMщик: …
Социальные сети остаются столь же заманчивой, сколько и непокоренной высотой для банков и прочих ритейлеров. Огромная тусовка платежеспособных пользователей, расслабленных и не ожидающих подвоха потенциальных клиентов. Казалось бы, какой шанс для продажников!
Альфа-Банк попытался получить свою часть пирога, запустив кредит наличными «АльфаЛайк». Ставка по кредиту зависит от количества лайков под рекламным объявлением на страничке пользователя в соцсети. Один лайк снижает ставку со стартовой 19,999 % на одну тысячную процента. Таким образом, чтобы снизить ставку до 1 %, как обещает банк, необходимо собрать 19 тыс. лайков за один месяц. Отличная задача — господа топовые блогеры Тёма Лебедев и Антон Носик, не желаете ли деньги даром?
Судя по официальному сайту банка, предложением заинтересовались несколько десятков клиентов. Из них более тысячи лайков набрали лишь несколько, а большинству так и не удалось выйти за пределы и пары десятков. У многих и вовсе — нуль.
Отечественных любителей кредитных ресурсов можно понять. В конце концов, чтобы достигнуть божеской ставки, скажем, в 15 %, надо за месяц собрать 4 тыс. лайков, что хотя и сложно, но теоретически выполнимо.
Какой смысл Альфе в этом продукте? Уважаемые банкиры, вы всерьез рассчитываете на рост лояльной аудитории? Ага, сейчас. «Друзья, поставьте лайк», — пишет красавица в ВК. Да пожалуйста, нам не жалко, кликнем и тут же забудем.
Крупнейшие мировые банки (даже такой монстр, как Ситибанк) тратят миллионы долларов и евро на «работу в соцсетях». Однако если в банке отвратительный сервис, то никакие соцсети не помогут привлечь новых клиентов и повысить лояльность.
Возможно, на запуск продукта Альфа-Банка повлиял выход в Россию немецкого Fidor Bank. Он ставит во главу угла сообщество пользователей, которые обмениваются опытом, задают вопросы, консультируются, и проч. За рекомендации, вопросы и т.д. клиенты получают реальные денежные бонусы, например, за вопрос — 25 евроцентов. В России банк запустил бета-версию своего комьюнити, и на основании высказанных пользователями идей будет формировать свою продуктовую линейку. Думается, у Fidor Bank есть шансы на успех, ведь обычные пользователи будут лучшими советчиками, нежели менеджеры по продажам.
Российская банковская система молода, но ее имидж уже испорчен. В представлении обычных людей, банки — ростовщики, толстые коты, для которых главное не столько продать услугу, а раздеть клиента до нага. Имидж беспощадных ростовщиков банки пытаются исправить с помощью соцсетей. Увы, слишком поздно. Поэтому у Fidor Bank, модель которого основана на создании сообщества пользователей, имеет в нашей стране столь высокие шансы на успех.
Фото Александра Ощепкова