NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

с-з.

754мм 45%
Подробнее
2 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Бизнес Экономика «Магнит» против «Бахетле»

«Магнит» против «Бахетле»

Крупнейший российский продавец еды захватывает Новосибирск невиданными темпами — местные конкуренты нашли верный способ спрятаться от рисков в кризис

Оборот новосибирской розницы в январе обвалился по сравнению с декабрем почти на 40 %. Покупатели стали меньше тратить и отказываться от дорогих покупок. Однако, это не мешает ритейлерам открывать все новые и новые магазины «для богатых». В декабре «Новые торговые системы» запустили второй «Бахетле» и готовы открыть в Новосибирске еще одну «Добрянку». А весной «премиальный супермаркет» готовится открыть «Холидей». На что надеются торговцы и что они там будут продавать, выяснял обозреватель НГС.БИЗНЕС.

Премиум от «Холидея»

Одна из крупнейших сибирских розничных компаний, группа «Холидей», собирается открыть весной в Новосибирске магазин «премиального формата». Супермаркет расположится в только что построенном торговом центре на перекрестке ул. Кошурникова и пр. Дзержинского. В самой компании говорят, что магазин будет работать под брендом «Холидей Классик», однако подробностей не раскрывают.

Знакомые с проектом ритейлеры рассказывают, что, по первоначальному замыслу, это должен быть супермаркет «вроде «Бахетле» — т.е. с большим выбором блюд и полуфабрикатов собственного приготовления, где часть операций к тому же будет вынесена прямо в зал (это должно демонстрировать покупателям степень свежести всех продуктов). Впрочем, проекту этому намного больше года, так что непонятно, что именно из первоначального замысла смогут увидеть покупатели в марте, когда новый «Холидей» должен открыться.

Правда, в основном, это был импорт, и когда через год разразился кризис, рубль рухнул и «премиум» оказался для «Холидея» не особенно актуальным. В довершение ко всему, магазины были открыты не в лучших для подобных проектов местах — в «спальных районах» (в торговых центрах «Континент» на Троллейной и Гусинобродском шоссе). Так что уже в 2009 году проект был свернут. Однако в 2013 году проект, похоже, решили реанимировать, выбрав для опытов Новокузнецк (там магазин расположен в ТРК «Сити Молл»). Теперь такая возможность появилась и в Новосибирске.

«Магнит» быстрее всех

На первый взгляд, желание работать в премиуме выглядит довольно странным. В условиях падающей покупательной способности и роста цен на те самые премиальные товары, куда перспективней выглядит формат «Холди Дискаунтер». И «Холидей» продолжает их открывать (в февральской базе 2ГИС в Новосибирске их было уже 29).

Работа в низкомаржинальном сегменте тоже не лишена рисков. Главным из которых сегодня выглядит выход в регион крупнейшей российской торговой компании «Магнит». Темпы ее развития в Новосибирске впечатляют.

Меньше чем за год (первый магазин появился в городе весной прошлого года) «Магнит» успел обзавестись уже 23 торговыми точками, только за два последних месяца (с декабря по февраль) сеть успела вырасти на 8 универсамов (рост больше 50 %). Понятно, что при таких темпах уже к концу года «Магнит» будет иметь сеть, сопоставимую с лидерами рынка. Чтобы это понять, достаточно обратиться к примеру Омска, где эта сеть появилась в 2011 году и сегодня уже вплотную приблизилась к лидеру. У нее 79 универсамов и 4 гипермаркета, а ее главный конкурент «Холидей» располагает 73 универсамами «Сибириада», 25 «Холди Дискаунтерами» и 23 супермаркетами «Планета Холидей» (так в Омске называются магазины аналогичные «Холидей Классик»). И это притом что нижний сегмент ритейла в городе и без того переполнен.

Кроме «Холидея» здесь активно работают сети «Мария-Ра» (87 магазинов) и «Новые торговые системы» (59 «Универсамов удачных покупок» и 17 дискаунтеров «Лидер экономии». По мнению директора по корпоративному управлению НТС Александра Агеева, в период кризиса покупатели будут мигрировать именно в такие магазины «у дома», куда не нужно долго ехать, с небольшим ассортиментом, не провоцирующим много покупок.

Свое, родное

На этом фоне магазины «премиального формата» действительно смотрятся нишей с куда меньшим уровнем конкуренции. Это направление вообще не было традиционно развито в Новосибирске. И сегодня практически весь этот сегмент делится между двумя основными игроками — «Сибирским Гигантом» (с его четырьмя «Мегасами») и НТС (два «Бахетле» и «Добрянка»). Однако, работают эти магазины уже в немного иных условиях. Падение курса рубля и запрет на импорт из целого ряда стран заставил торговцев искать новых поставщиков. Отчасти это было сделано за счет производителей в других странах (или компаний, которые упаковывают там свой продукт).

Например, в «Мегасе» с недавних пор совершенно свободно продаются французские мягкие сыры (камамбер, бри) марокканского производства. Возобновились и поставки вполне легального итальянского прошутто, которое, как выяснилось, каким-то чудом не попало в список запрещенных продуктов (в отличие от хамона). Правда цены, привязанные к евро, вряд ли позволяют надеяться на то, что подобные вещи смогут стать драйверами продаж, но торговцам этого и не нужно. По признанию гендиректора «Сибирского Гиганта» Сергея Митрофанова, дорогие экзотические продукты нужны сети в большей степени для того, чтобы привлечь в магазин платежеспособную публику.

«Мы вынуждены выкидывать большую часть устриц, потому что они просто пропадают. Однако они нужны в ассортименте для того, чтобы человек, который их в принципе может купить, знал — в «Мегасе» они есть», —

говорит ритейлер. А уж заехав в «магазин с устрицами», солидный покупатель приобретет много чего другого. Но чтобы продать «что-то другое», его нужно откуда-то взять. И здесь собственное производство может стать очень неплохим подспорьем. НТС так понравилось, как работает модель «Бахетле», что во втором магазине компания существенно расширила ассортимент продуктов собственного приготовления. К уже привычной выпечке и готовым блюдам добавились паста ручной работы, собственный шоколад и мягкие сыры. Совладелец НТС Виталий Насоленко говорит, что, отработав технологию, его компания планирует организовать уже более масштабное производство. А владельцы «Сибирского Гиганта» подсуетились еще раньше — сейчас помидоры (обычные и черри) в магазинах компании поступают из их же собственных теплиц «Сады Гиганта».

Существенно больший выбор дорогой продукции предоставляют и другие российские поставщики. «Мегас», например, активно торгует говядиной, коровы породы герефорд выращиваются в Новосибирской области. «Добрянка» продвигает фермерские яйца и птицу. А прямо сейчас один из крупнейших российских поставщиков мясопродуктов, компания «Мираторг», выходит на новосибирский рынок с «мраморной» говядиной, коров выращивают в Белгородской области. Пока переговоры ведутся с рестораторами (которые, прежде всего заинтересованы в новом продукте), но «Мираторг» готов работать и с розницей. По словам совладельца ресторана «Мехико» Даниила Прицкау, белогородское мясо точно лучше, чем говядина из Южной Америки, которой пытаются сейчас заместить поставки из США и Австралии.



Стас Соколов
Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления