Закон «О торговле» в России переписывают с целью остановить рост цен и поддержать товаропроизводителя — для этого решили ограничить премии торговых сетей. В результате изменения правил игры могут пострадать конечные потребители — готовящийся закон ударит прежде всего по продовольствию первой необходимости, утверждают ритейлеры. Что нового собираются внести законотворцы в отношения поставщиков и продавцов, как это может повлиять на потребителей — в материале НГС.БИЗНЕС.
Во вторник Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон «О торговле». Это будет способствовать снижению роста потребительских цен на продовольственные товары и защите интересов российских производителей, говорится в пояснительной записке к документу. Для этого планируется запретить включать в договор поставки продуктов питания услуги продвижения и исполнять такие договоры, заключать договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров.
Кроме этого депутаты предлагают сократить отсрочку платежей поставщикам с 10 до 5 дней по скоропортящимся товарам, с 30 до 20 дней — по товарам, хранящимся до 1 месяца, с 45 до 35 дней — для продуктов с более длинными сроками хранения.
Один из соавторов закона, председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила о давлении на законодателей из-за нежелания торговых сетей принять этот пункт, передал ТАСС со ссылкой на Яровую.
С заявлением в поддержку инициативы выступал Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), признался Forbes председатель правления этого союза Дмитрий Добров: «Мы писали письмо в поддержку этих поправок, и считаем, что такие изменения необходимы. Осенью союз подготовил для депутатов аналитическую записку, из которой следовало, что в некоторых случаях размер отчислений сетям от производителей алкоголя доходит до 50 %: кроме разрешенного законом бонуса 10 % поставщикам предлагается контракт на продвижение в размере 25–40 % от стоимости товаров. Также СПАП попросил депутатов вывести из базы для начисления ретробонуса косвенные налоги — акциз и НДС».
Исполнительный директор Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области Виктор Майбах также остался доволен активностью депутатов по этому вопросу. «Все мы знаем прекрасно, какая наценка [в торговых сетях]. Да, мы согласны, что необходимо ее снижать, потому что нигде в зарубежных странах такой торговой наценки на сельхозпродукцию нет. Фермеры считают, что торговле достается слишком жирный кусок от этого каравая», — описал Майбах позицию местных сельхозпроизводителей корреспонденту НГС.БИЗНЕС.
По его данным, рентабельность у ритейлеров доходит до 100 %, а на селе фермеры могут рассчитывать максимум на 12 %.
«Здесь вообще не рассматривают позицию ритейлеров, говорят, что сети обнаглели, берут большие бонусы с поставщиков-производителей, бедные производители, — оппонирует совладелец сети «НТС» («Универсам удачных покупок», «Правильное пиво», «Добрянка», «Бахетле») Виталий Насоленко. — Идет четкое лоббирование позиции поставщиков и не учитывается позиция розницы. Они не видят настоящих причин повышения цен: думают, что сети захотели поднять цены и подняли. Если взять любого производителя, то у него сырьевая составляющая на 70 % привязана к валюте, в результате цены выросли, а торговая наценка при этом не изменилась».
По словам Насоленко, размеры бонусов для разных поставщиков дифференцированы. «Есть поставщики, с которыми у нас нет ни бонусов, ни ретробонусов. Ретробонус — это процент с объема продаж. Например, договорились на миллион продать, мы продали на миллион, и, допустим, 2 % от этой суммы оплачивается ритейлеру. Бонус понижает себестоимость поставленного товара. Когда производитель привез товар по 1 руб., а его розничная цена 1,20 руб. Мы говорим, что 20 коп. нам недостаточно, чтобы покрыть издержки, отсюда и появляется этот бонус», — разъяснил бизнесмен политику своей сети.
Больше всего новый закон ударит по основной потребительской корзине, поскольку на молочные продукты, хлеб, колбасы и мясо минимальная торговая наценка, утверждает ритейлер.
«Это регулирование может привести к дефициту некоторых позиций, особенно социально значимых товаров. Недостаточно наценки, недостаточно отсрочки — смысл браться за этот товар? Заведомо в убыток себе это делать никто не будет», — рассуждает Виталий Насоленко.
Основной владелец торгового холдинга «Сибирский Гигант» (магазины «Гигант», «Мегас», «Горожанка») Александр Манцуров угроз для ассортимента товаров и прибыльности своего бизнеса от новых поправок не увидел, так как ретробонус, по его словам, — это по сути скидка производителя ритейлу за объемы, которая может быть уплачена и в других формах, например заложена сразу в прайсовую цену поставщика.
На его взгляд, более значимыми для производителя могут оказаться условия по расчету, которые, согласно поправкам, будут более жесткими для ритейлеров. «Это более конструктивно, так как у них появится больше оборотных средств», — сказал Манцуров, правда, сразу отметил, что обойти это условие очень легко, если создать аффилированного посредника между поставщиком и торговой сетью.
Насоленко считает, что сокращения сроков расчетов критичны для работы и будут неудобны. «Производитель, который придет и скажет: дайте мне 5 дней отсрочки — просто не будет продавать свой товар и потеряет в объемах. Сеть найдет выход, найдет другого производителя. Мы не готовы инвестировать в товар, сеть инвестирует в помещение, в технологии, оборудование, персонал», — пояснил он.
И Насоленко, и Манцуров уверены, что законодателям нужно посмотреть на прибыли торгсетей, прежде чем принимать этот закон. «Создан негатив, что ритейлеры обнаглели… Да ритейлеры выживают! Уровень рентабельности у ритейлеров 1–1,5 %. Можете себе представить? Мы за процент все работаем, а у производителя рентабельность от 5 до 30 % может быть. Конечно, мы боремся за каждую копейку и не позволяем навязывать свои условия», — заключает Насоленко.
Владелец «Сибирской хлебной корпорации» Дмитрий Терешков сомневается, что закон в пользу производителей вообще примут — слишком сильнлобби торговых сетей в правительстве, а даже если примут, то вряд ли он будет исполняться: «Сегодня ретробонусы уже воспринимаются как официальный доход, составляющий рентабельность сетей. Рентабельность сетей невелика, поэтому они будут вынуждены не мытьем, так катаньем искать способы их заменить».
Настя Гринёва
Фото depositphotos.com