NGS
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+5°

облачно, без осадков

ощущается как +2

3 м/c,

южн.

747мм 69%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,59
EUR 100,27
Реклама
Бизнес Экономика «Создан негатив, что ритейлеры обнаглели»

«Создан негатив, что ритейлеры обнаглели»

Госдума взялась освобождать производителей от поборов супермаркетов — алкоголь подешевеет, а дешевая еда станет дефицитом

Закон «О торговле» в России переписывают с целью остановить рост цен и поддержать товаропроизводителя — для этого решили ограничить премии торговых сетей. В результате изменения правил игры могут пострадать конечные потребители — готовящийся закон ударит прежде всего по продовольствию первой необходимости, утверждают ритейлеры. Что нового собираются внести законотворцы в отношения поставщиков и продавцов, как это может повлиять на потребителей — в материале НГС.БИЗНЕС.

Во вторник Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон «О торговле». Это будет способствовать снижению роста потребительских цен на продовольственные товары и защите интересов российских производителей, говорится в пояснительной записке к документу. Для этого планируется запретить включать в договор поставки продуктов питания услуги продвижения и исполнять такие договоры, заключать договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров.

Кроме этого депутаты предлагают сократить отсрочку платежей поставщикам с 10 до 5 дней по скоропортящимся товарам, с 30 до 20 дней — по товарам, хранящимся до 1 месяца, с 45 до 35 дней — для продуктов с более длинными сроками хранения.

Один из соавторов закона, председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила о давлении на законодателей из-за нежелания торговых сетей принять этот пункт, передал ТАСС со ссылкой на Яровую.

С заявлением в поддержку инициативы выступал Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), признался Forbes председатель правления этого союза Дмитрий Добров: «Мы писали письмо в поддержку этих поправок, и считаем, что такие изменения необходимы. Осенью союз подготовил для депутатов аналитическую записку, из которой следовало, что в некоторых случаях размер отчислений сетям от производителей алкоголя доходит до 50 %: кроме разрешенного законом бонуса 10 % поставщикам предлагается контракт на продвижение в размере 25–40 % от стоимости товаров. Также СПАП попросил депутатов вывести из базы для начисления ретробонуса косвенные налоги — акциз и НДС».

Исполнительный директор Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области Виктор Майбах также остался доволен активностью депутатов по этому вопросу. «Все мы знаем прекрасно, какая наценка [в торговых сетях]. Да, мы согласны, что необходимо ее снижать, потому что нигде в зарубежных странах такой торговой наценки на сельхозпродукцию нет. Фермеры считают, что торговле достается слишком жирный кусок от этого каравая», — описал Майбах позицию местных сельхозпроизводителей корреспонденту НГС.БИЗНЕС.

По его данным, рентабельность у ритейлеров доходит до 100 %, а на селе фермеры могут рассчитывать максимум на 12 %.

«Здесь вообще не рассматривают позицию ритейлеров, говорят, что сети обнаглели, берут большие бонусы с поставщиков-производителей, бедные производители, — оппонирует совладелец сети «НТС» («Универсам удачных покупок», «Правильное пиво», «Добрянка», «Бахетле») Виталий Насоленко. — Идет четкое лоббирование позиции поставщиков и не учитывается позиция розницы. Они не видят настоящих причин повышения цен: думают, что сети захотели поднять цены и подняли. Если взять любого производителя, то у него сырьевая составляющая на 70 % привязана к валюте, в результате цены выросли, а торговая наценка при этом не изменилась».

По словам Насоленко, размеры бонусов для разных поставщиков дифференцированы. «Есть поставщики, с которыми у нас нет ни бонусов, ни ретробонусов. Ретробонус — это процент с объема продаж. Например, договорились на миллион продать, мы продали на миллион, и, допустим, 2 % от этой суммы оплачивается ритейлеру. Бонус понижает себестоимость поставленного товара. Когда производитель привез товар по 1 руб., а его розничная цена 1,20 руб. Мы говорим, что 20 коп. нам недостаточно, чтобы покрыть издержки, отсюда и появляется этот бонус», — разъяснил бизнесмен политику своей сети.

Больше всего новый закон ударит по основной потребительской корзине, поскольку на молочные продукты, хлеб, колбасы и мясо минимальная торговая наценка, утверждает ритейлер.

«Это регулирование может привести к дефициту некоторых позиций, особенно социально значимых товаров. Недостаточно наценки, недостаточно отсрочки — смысл браться за этот товар? Заведомо в убыток себе это делать никто не будет», — рассуждает Виталий Насоленко.

Основной владелец торгового холдинга «Сибирский Гигант» (магазины «Гигант», «Мегас», «Горожанка») Александр Манцуров угроз для ассортимента товаров и прибыльности своего бизнеса от новых поправок не увидел, так как ретробонус, по его словам, — это по сути скидка производителя ритейлу за объемы, которая может быть уплачена и в других формах, например заложена сразу в прайсовую цену поставщика.

На его взгляд, более значимыми для производителя могут оказаться условия по расчету, которые, согласно поправкам, будут более жесткими для ритейлеров. «Это более конструктивно, так как у них появится больше оборотных средств», — сказал Манцуров, правда, сразу отметил, что обойти это условие очень легко, если создать аффилированного посредника между поставщиком и торговой сетью.

Насоленко считает, что сокращения сроков расчетов критичны для работы и будут неудобны. «Производитель, который придет и скажет: дайте мне 5 дней отсрочки — просто не будет продавать свой товар и потеряет в объемах. Сеть найдет выход, найдет другого производителя. Мы не готовы инвестировать в товар, сеть инвестирует в помещение, в технологии, оборудование, персонал», — пояснил он.

И Насоленко, и Манцуров уверены, что законодателям нужно посмотреть на прибыли торгсетей, прежде чем принимать этот закон. «Создан негатив, что ритейлеры обнаглели… Да ритейлеры выживают! Уровень рентабельности у ритейлеров 1–1,5 %. Можете себе представить? Мы за процент все работаем, а у производителя рентабельность от 5 до 30 % может быть. Конечно, мы боремся за каждую копейку и не позволяем навязывать свои условия», — заключает Насоленко.

Владелец «Сибирской хлебной корпорации» Дмитрий Терешков сомневается, что закон в пользу производителей вообще примут — слишком сильнлобби торговых сетей в правительстве, а даже если примут, то вряд ли он будет исполняться: «Сегодня ретробонусы уже воспринимаются как официальный доход, составляющий рентабельность сетей. Рентабельность сетей невелика, поэтому они будут вынуждены не мытьем, так катаньем искать способы их заменить».



Настя Гринёва
Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления