Право переписки

 УСЛУГИ И ТУРИЗМ
Новосибирская компания выпустила замену WhatsApp и Viber — в нем скрестили разговоры и шопинг, но покупки через смартфон заканчиваются странно
Новосибирская компания «Диспрайс» из технопарка в Академгородке объявила о начале работы своего мессенджера KliChat — отечественного аналога популярных сервисов вроде WhatsApp, Viber и Telegram. В «Диспрайс» надеются предложить его прежде всего бизнесу: главная «фишка» их продукта — это возможность прямого контакта с поставщиками услуг и товаров. Корреспондент НГС.БИЗНЕС попытался заказать через KliChat хоть что-нибудь и разобраться с тем, как новосибирские предприниматели используют уже существующие мессенджеры для бизнеса.

Компания «Диспрайс» была создана в 2014 году — первым ее продуктом стал сервис подписок по отслеживанию цен. Почувствовав потенциал в этой сфере, разработчики решили замахнуться на создание отечественного мессенджера, который поначалу назвался «Куку-Ау». В январе 2015 года «Куку» переименовали в KliChat, расширив функционал. Уже с октября прошлого года приложение для смартфонов было доступно в Google Play и AppStore, но, по словам директора «Диспрайс» Алексея Пенских, реальный запуск KliChat произошел именно в июле. Правда, он тут же замечает, что пользователи пока пользуются бета-версией, тестирование которой предполагается завершить в сентябре этого года.

Тем не менее, по словам Пенских, только за первую неделю официальной работы KliChat получил 1 тыс. пользователей. «Фактически у наших соотечественников появилась возможность повлиять на продукт, которым они хотят пользоваться. Пока мы получали уже оттестированные мессенджеры из-за границы и пользуемся тем, что выбрали при тестировании иностранцы», — считает создатель отечественного мессенджера. Для сравнения: количество пользователей WhatsApp в феврале этого года перевалило за 1 млрд.

Корреспондент НГС.БИЗНЕС загрузил приложение на свой смартфон и обнаружил в целом стандартный набор опций. Единственным отличием можно считать изначально заданные группы предприятий, с которыми можно связаться в чате напрямую: такси, кофейни, салоны, автосервис. Самих предприятий, впрочем, пока крайне мало — в разделе «Кофейни», например, есть только маленькое заведение, работающее в здании технопарка, а такси представлено двумя службами: «Академ» и «Русь». Зато есть контакты сразу пяти квестов (три из них в Саратове, Кемерово и Норильске).

В такси «Русь» на клиентский запрос не ответили вовсе, в компании CareWay (услуги для автомобилистов) на запрос о возможности эвакуации автомобиля обещали ответить через 40 минут, по прошествии которых пришло сообщение, что «профиль не может ответить на ваше сообщение» (предложение помощи в итоге пришло, но спустя сутки). На стрижку в салон красоты «Краса» тоже не удалось записаться.

Тем не менее создатели мессенджера обещают, что скоро поставщиков услуг станет больше. В августе разработчики обещают предоставить возможность пользователям самим приглашать компании, получая за это скидки на услуги. Подключение к системе для предпринимателей стоит 3 тыс. руб. в год. По мнению создателей KliChat, мессенджер — это более удобный канал связи как для бизнеса, так и для клиентов, поскольку не требует моментального ответа и позволяет автоматизировать общение с клиентами через так называемых «ботов» — программы, которые могут обрабатывать текстовые запросы, присылаемые через мессенджер. Кроме того, KliChat собирается предложить услугу целевых запросов, когда, например, указав сумму и какие-то характеристики подарка, можно будет получить список предложений от продавцов сувениров.

По оценке компании J'son&Partners Consulting, на начало этого года мобильными мессенджерами в России пользуются почти 60 % обладателей смартфонов, что составляет 50–60 млн человек. Больше всего абонентов у Viber (61 %), на втором месте находится WhatsApp (49 %), в пятерку лидеров входят также Skype и Facebook. При этом на один смартфон может быть установлено сразу несколько мессенджеров, так что совокупное количество абонентов всех сервисов ощутимо превышает количество реальных пользователей этих услуг.

Недавнее голосование на НГС дало другие результаты: почти 70 % новосибирцев назвали своим мессенджером WhatsApp, далее с огромным отставанием следуют Viber и Telegram (у обоих меньше 3 %).

В Новосибирске предприниматели уже довольно активно осваивают новый способ коммуникации. Через мессенджеры можно записаться к парикмахеру или в салон красоты, записаться на йогу, заказать машину, сыр и т.д. Речь, правда, идет об уже установленных ранее контактах, когда компания и клиент знают друг друга. Особенно удобно это, судя по всему, совсем небольшим компаниям, которые не могут нанять специального человека, который принимал бы заказы. Совладелица производства карамели ручной работы «Конфетку?» Ксения Эрдман говорит, что в неделю ее компания получает всего около 10 звонков, а вот число сообщений в мессенджерах (в том числе и соцсетей) уже приближается к сотне. По ее мнению,

главное преимущество этого способа общения — возможность ответить на запрос тогда, когда это удобно. Кроме того, мессенджером удобно пересылать вложенные файлы, ссылки и т.д. При этом вся переписка всегда оказывается под рукой, что устраняет неловкие ситуации, когда нужно перезванивать, уточняя параметры заказа, говорит предприниматель.

Главный редактор журнала «Fashion Collection Новосибирск» Ксения Каманова отмечает, что WhatsApp стал фактически основным каналом оперативной связи с рекламодателями, фотографами, моделями и т.д. А по словам руководителя компании «Импакт Технологии» (производитель и поставщик технологического оборудования для автосервиса) Антона Терещенко, ему уже «сложно представить себе работу над несколькими проектами без групповых чатов», которые удобно создавать в мессенджерах. Для этого достаточно создать группу и добавить туда всех требуемых специалистов (в том числе поставщиков, подрядчиков и клиентов). Главный специалист по работе с социальными сетями Альфа-Банка Валентин Васин рассказывает, что лично пообщаться с сотрудниками банка можно как через сообщения в социальных сетях, так и через Telegram. При этом количество таких обращений постоянно растет.

На потенциал текстового обмена данными обратили внимание и крупные новосибирские компании.

Как рассказал директор сервиса отзывов «Фламп» (входит в состав 2ГИС) Евгений Васильков, сервис в июне представил новую версию с возможностью писать личные (а не публикуемые на сайте) сообщения в компании, которые зарегистрировали своих представителей на сервисе (в Новосибирске таких уже около 10 тыс.). «В сентябре мы перейдем на новую версию, где компаниям можно будет напрямую задавать вопросы, уточнять подробности по заказу или непосредственно делать заказ», — говорит Васильков.

Несмотря на очевидное несоответствие возможностей у создателей KliChat и лидирующих на рынке мессенджеров, у разработчика из Академгородка есть шансы, говорят его создатели. Так называемый «пакет Яровой» (блок изменений в законодательстве, принятый обеими палатами парламента и подписанный президентом) предусматривает, в частности, требования отказа от шифрования передачи данных и перенос серверов для их обработки в Россию. Если иностранные компании, которым принадлежат лидирующие мессенджеры, откажутся это делать, официальный доступ к ним в РФ может быть закрыт. У российских же разработчиков подобных проблем не должно быть по определению. «Требования по хранению данных на территории РФ мы выполняем, компания и программа созданы без иностранного участия», — подчеркнул Алексей Пенских.


Стас Соколов
Фото Александра Ощепкова (1), скриншоты приложения KliChat (2, 3)

Прочтений: 19 151

Читайте также