«Водители стали буквально драться»

Ставший знаменитостью новосибирский «человек-улитка» основал собственный бизнес — он рассказал, как бросил вызов крупнейшим мировым корпорациям​

«Водители стали буквально драться»

​О том, что прославившийся нынешней весной в Новосибирске «человек-улитка» Виталий Лидер бросил кочевую жизнь таксиста, переехал со своей девушкой в съемное жилье и начал собственный бизнес, корреспондент НГС.БИЗНЕС узнал случайно — увидев некоего мужчину и девушку, раскрашивающих бетонное ограждение дамбы ГЭС рекламой нового такси. Лицо показалось знакомым, и вскоре выяснилось, что это тот самый, но заметно посвежевший новосибирец, живший в автомобиле. Тут же выяснилось, что Виталий бросил бродяжнический образ жизни, завел новые отношения, переехал в съемное жилье и начал бизнес — фирму такси. Корреспондент НГС.БИЗНЕС поговорил с Виталием о том, как в Новосибирске за полгода пройти путь от бомжа до конкурента Gett и Uber.

Справка: Лидер Виталий — 37 лет. Родился в Доволенском районе. Образование — НГТУ (инженер электронных приборов и устройств). На рынке такси работает с 2011 года. Прославился весной 2016 года после материалов в СМИ о том, что в период 2013–2016 гг. жил в автомобиле «Форд Фокус». В сентябре этого года запустил мобильное приложение «Такси "КузЪмич"».


Расскажите о вашем стартапе.


Я организовал собственную компанию, оказывающую услуги такси. Запустил в начале сентября, сейчас мое мобильное приложение «Такси "КузЪмич"» можно скачать в Google Play. Я к этому шел три последних года. Вложено много труда, эмоций. Каждую мелочь продумывал, вплоть до логотипа. Кучу разной информации — технической, бухгалтерской, экономической — собирал буквально по крупинкам.


Последние два месяца устраняем недостатки в программном обеспечении. Всего работает два приложения — одно для водителей, второе — для клиентов. Идея в том, чтобы клиент напрямую взаимодействовал с такси, минуя сегмент диспетчерской службы. По той же схеме работает, например, Яндекс.Такси. Сейчас у нас пока есть диспетчер, но это только для расширения клиентской базы, временно.


Сама схема взаимодействия водителя и клиента очень простая, здесь ничего нового. Любой человек из приложения на android-устройстве в автоматическом режиме выбирает адрес, где он находится, и куда ему надо уехать. Выбирает класс автомобиля, тариф, дополнительные услуги. Основной функционал уже работает, что-то еще предстоит доделать.


Для тех, кто привык пользоваться подобными приложениями, ничего сложного не будет — функционал типичный, отличия только визуальные.


Разрабатывала программное обеспечение омская компания по моему техзаданию. У них уже была собственная платформа, поэтому им надо было только адаптировать мои требования.


Зачем открывать еще одно такси в Новосибирске, где более сотни разных фирм такси, не говоря уже о таких монстрах, как Gett и Яндекс.Такси?


Идея появилась около 3 лет назад, когда ситуация на рынке стала такой, что водители оказались загнаны в русло, из которого самостоятельно они уже не могут выбраться. Речь о тарифных войнах и о том, что уже не осталось мест, где водителю такси нормально бы платили. Везде платят одинаково мало.


Водители стали дезорганизованы, стали буквально драться за эти высвечивающиеся в программном приложении заказы по 100 руб.,


лишь бы этот заказ ему достался. У водителей нет подушки безопасности, на которую бы он мог присесть и передохнуть. Просто все время едешь и едешь, едешь и едешь. Ложится человек спать, а у него серая дорога перед глазами. И я хочу изменить ситуацию, чтобы водители зарабатывали столько, сколько они должны зарабатывать.


Потому что сменить профессию очень тяжело, особенно если ты долгое время занимаешься этим профессионально. Надо чуть ли не нескольким поколениям смениться, потому что и дети водителей перенимают поведение отца.


Чтобы водители зарабатывали больше, нужно поднимать тарифы, что в свою очередь уже не понравится клиентам, которые будут игнорировать «дорогое» такси.


Тарифы должны быть просто адекватные. Хочу, чтобы водители получали адекватную цену за их услугу. Механизм: я делаю соответствующие тарифы, которые учитывают бензин, масло, свечи, замену колес, сон водителя и т.д., — и вытекает тариф.


По поводу недовольства клиентов — я рассчитываю на определенную категорию клиентов. Которые ценят и уважают труд водителей. Которые не пытаются за 30 руб. дождаться водителя. Ведь кто приезжает на такие заказы? Водитель, который с презрением относится к клиенту, потому что он понимает, что приехал к клиенту, который его не уважает и хочет ниже себестоимости проехать, чтобы все было в комфорте. Для этой категории людей есть автобусы.


Перенасыщение рынка такси скоро закончится, я считаю. В такси должны работать только профессионалы, а не случайные люди, — такое мое мнение. Человек должен получать лицензию, оформлять ИП и прочее. Сейчас это бессмысленно делать.


«Водители стали буквально драться»

У меня тарифы: минималка по классу «стандарт» — посадка 150 руб., 1 км — 16 руб. Если сравнить со среднерыночными тарифами, то он выше примерно на 50–100 руб. в итоге, в зависимости от класса автомобиля.


И кто к вам пойдет?


Эта та категория людей, которая знает стоимость труда. Ведь все идет от того, что сейчас общую массу людей сделали абсолютно серой в этом отношении. Людям говорят: «Товарищи, вы будете работать секретарем за 10 тыс.». Почему за 10 тыс.? Никто не задумывается. Просто им дали установку — вы обязаны получать 10 тыс. Это касается всех сфер. И вот когда люди начнут понимать, сколько реально стоит их труд, они начнут уважать труд других.


Сколько потребовалось денег на открытие дела?


Суммарно все выйдет примерно в 200 тыс. руб. В эту сумму входит разработка программного комплекса. Это основная затрата. Также затраты на рекламу, полиграфию, организацию сайта в будущем.


Вы все делаете на собственные средства или заемные?


Я взял кредит в банке.


В каком?


Банк «Тинькофф».


Под какой процент дает «Тинькофф»?


Под 6 %.


В месяц?


Да, ежемесячный платеж.


72 % в год. Не слабо!


Да, довольно большие проценты. Но я рассчитываю на эффект и что получится в скором времени все погасить.


Почему вы считаете, что не прогорите?


Новосибирск — довольно немаленький город. Здесь много как неадекватных людей, так и адекватных, уважающих себя, свой труд и чужой труд. И много людей с достатком выше среднего, которые могут позволить себе заказать профессионального водителя такси.


«Водители стали буквально драться»

Клиентские заказы уже были?


Так как мы только запустились, то пока клиентских заказов еще не было. Сейчас тестируем, набираем базу автомобилей, даем рекламу, пока только в Советском и Первомайском районах. Планируем начать возить уже в ближайший месяц.


Каким вы видите будущее рынка такси?


Я надеюсь, что власти обратят внимание на водителей такси. Потому что все просто задавлены — люди по 18–20 часов находятся за работой. Труд должен определенным образом тарифицироваться и регламентироваться. Я против свободного рыночного регулирования тарифов.


Понятно, что клиенту хочется как можно дешевле. Но у низких тарифов есть обратная сторона, которая в конечном итоге бьет по самим клиентам. Вы обратили внимание, как часто стали попадать в аварии такси? Именно по этой причине — труд не регламентирован, никто не следит за давлением у водителя, не проверяет, что у него с глазами. И чтобы хоть что-то заработать, водитель вынужден сутками пропадать за рулем.


Никто не задумывается — каким образом тарифы становятся все ниже и ниже. А ведь скидки на тариф идут исключительно за счет водителя. Те деньги, которые он должен был потратить на ремонт, на замену масла, отнести в семью в конце концов, — эти средства идут на скидку для клиента.


За то время, что я работаю в такси, много коллег ушли из жизни. У одного сердце, у другого сердце.


А причина — сидячая работа сутками и постоянное нервное напряжение. Знаете, как люди ездят в аэропорт? Кричат на водителя: «Я опаздываю, летите как хотите». И человек за эти 100 руб. вынужден гробить себя. Опять же из-за того, что за смену надо набрать как можно больше заказов, приходится ездить по 80 км/ч и выше — на таких скоростях ты все время в сильном напряжении. Потому что ты везешь людей, ты за них отвечаешь, это большая ответственность. Режим отдыха при таком ритме не соблюдается совершенно.


Со мной водителям будет финансово выгоднее работать, так как у нас тариф просчитан профессионально, с учетом интереса водителей.


Помогла ли вам слава, которая на вас обрушилась весной, в вашем начинании?


Если только в том, что появился широкий круг людей, которые писали мне, что тоже живут в автомобилях. Очень много таких судеб. Ну и помогло при общении с разработчиками приложения, они активно шли навстречу, делали скидки, по-человечески хорошо отнеслись.


Но есть и минус — в некоторых такси на меня, наоборот, табу, я не могу там работать. Боятся, что я вынесу на публику то, что там происходит внутри.


Зачем вообще человеку, который вчера ночевал в автомобиле, лезть на рынок, где топчут друг друга мировые гиганты? Да еще на кредитные деньги, под 72 % годовых…


Понимаете, человек всегда о чем-то мечтает. Свое такси — это было одно из моих мечтаний, к которым я стремился. Я не из тех людей, которые на полпути готовы бросить, когда много сил вложено. Очень тяжело бросать. Поэтому я просто иду к своей цели маленькими шажками.


Вы не боитесь, что конкуренты вам не дадут дойти до цели? Просто задавят?


У меня нет врагов на этом рынке. Да, идет битва между гигантами. Но я и не пытаюсь стать гигантом. Просто хочу оказывать услуги определенного качества определенным категориям клиентов. Другого я ничего не жду.


Конечно, есть опасения. Но я надеюсь, что работа будет двигаться, надеюсь на то, что люди оценят мой порыв и задумаются, что хватит кормить американцев, израильтян — есть ведь свои люди, которые будут заботиться о вас.



Андрей Ткачук

Фото Ольги Бурлаковой (1, 2), Александра Ощепкова (3)

Читайте также