Дети войны

Предприниматели устроили сражение за возможность обогатиться на тысячах новосибирских школьников — НГС.БИЗНЕС изучил его последствия

Дети войны

Новый учебный год вернул новосибирских родителей в магазины школьной формы. В прошлом году многие родители жаловались на необходимость приобретать одежду под нажимом школ у определенного производителя. Конфликт вылился в скандал в СМИ, тяжбы о деловой репутации и проверки Роспотребнадзора. Корреспондент НГС.БИЗНЕС выяснил, как конкурентная война изменила рынок и кто сегодня зарабатывает на привлекательном рынке ученической формы.​

Согласно данным Новосибирскстата, в 2015/2016 учебном году в Новосибирской области было 286,4 тыс. школьников. Из 247 новосибирских школ не менее 80 % решили придерживаться единого стиля в одежде, об этом на пресс-конференции ТАСС сообщила начальник отдела общего образования департамента образования мэрии Новосибирска Лариса Аникина. Город столкнулся с повальной модой на единый ученический стиль, и производители с радостью начали принимать в своих залах покупателей.


Справка: В соответствии с законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», школы могут устанавливать требования к внешнему виду учеников. В этом случае в образовательном учреждении должен быть подписан локальный нормативный акт, в котором могут быть обозначены требования к общему виду формы, ее цвету, фасону, знакам отличия и правилам ее ношения. Все эти нормы устанавливаются с учетом мнения совета учеников, совета родителей и администрации школы. При этом закон не предполагает, что школы будут диктовать родителям и учащимся, у какого конкретного производителя покупать форму, кроме того, подобные прецеденты нарушают ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, согласно которой граждане имеют право как согласиться с договором, так и отказаться от него. Последнее слово в выборе модели и фасона, по идее, всегда должно быть за родителями и учениками, это подтверждает и начальник отдела общего образования департамента образования мэрии Новосибирска Лариса Аникина.


Как рассказал один из игроков рынка школьной формы, пожелавший остаться анонимным, оптовые продажи ученической одежды поделены в основном между компаниями «Синар», SAMM, «Топтышка», Levall, «Прима линия», «Классика» и «Шанс».


Остальные поставщики и производители школьной формы, по словам источника, в основном занимаются обеспечением розничного рынка либо торгуют через «Ленту», «Детский мир», «Гигант» и др. Лидирующие позиции на рынке определить непросто, считает спикер, так как никто не изучал рынок детально, школы и классы часто меняют свое мнение в выборе фирмы.


Однако большое количество классов из новосибирских школ одеваются в «Синаре» и SAMM, замечает он. В прошлом году СМИ активно освещали конфликт родителей новосибирских школьников именно с компанией SAMM, причем в конфликте поучаствовал и «Синар».


Тогда родители заявляли, что администрации некоторых новосибирских школ откровенно навязывали им SАММ, заставляя одеваться только у них. Из-за утвержденного дизайна одежды у учеников фактически не оставалось никакого другого выбора, кроме как пойти в SAMM, говорили они: «Наша школа тоже в этом году "рекомендовала" приобрести форму в этом магазине, — говорилось в одном из отзывов на сервисе Flamp.ru — идем в 5-й класс, форма меняется 3-й раз, зная, что обязать, конечно, нас не могут приобрести форму именно тут, поискали в других магазинах, но, увы, именно юбки в красную клетку нет нигде, такое чувство, что такая модель выбрана специально, чтобы у родителей не оставалось вариантов». Потребители жаловались на завышенные цены на модели парадной и повседневной формы, а также на ее неудовлетворительное качество, многие из них грозились обратиться в ФАС.


Одновременно между SAMM и «Синаром» в арбитражном суде началась тяжба об ущербе деловой репутации, после того как в июне 2015 года на сайте газеты «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области» появилась статья о школьной форме с цитатой гендиректора «Синара» Алексея Елезова: «Но мне непонятно, как получилось, что фирма SAMM торгует в центре города — в Доме офицеров, без кассового аппарата, со значительно худшим качеством, чем у нас, по ценам выше наших».


Наконец осенью прошлого года, в самый разгар торговли формой, Роспотребнадзор приостановил деятельность SAMM для проведения «экспертизы образцов продукции», заподозрив форму в нарушениях нормативов. Какое-то время компания действительно не вела торговлю, однако в апреле на встрече с журналистами директор ООО «САММ» Марина Семашко заявила, что все нарушения устранены. Этой же весной компания снова начала принимать заказы на изготовление формы для новосибирских школьников.


Анонимный конкурент Семашко полагает, что без навязывания школами этой марки одежды действительно не обошлось: «У нас есть предположение, что SAMM ведет не очень корректную борьбу, это не доказано, не пойман — не вор, как говорится. Других версий, почему SAMM так масштабно работает, нет, очень многие компании неоднократно обсуждали это.


Обсуждали, что без какой-то дополнительной подпитки и мотивации изделия этой фирмы сложно было бы продать, с учетом их качества и ценовой категории».


Впрочем, работать со школами пытаются и конкуренты. «Мы выходили с корпоративными предложениями — одеть целиком в единый дресс-код школы, несколько школ откликнулись. Где-то около 5 школ города одеты в нашу форму, — рассказала директор розничной сети Елена Волга. — Когда-то мы сами выходили [к школам] с предложением, а было и такое, что люди, являясь покупателями одежды "Приз", с радостью заказывали у нас одежду для детей. Они приходили, и мы им подбирали».


Вместо гудков по телефону фирмы SAMM отвечает автоответчик бодрым детским голосом: «Что делать, если вашему ребенку не подошел размер одежды? Нажмите 2!». Оператор, с которым удалось связаться, отказался предоставить корреспонденту НГС.БИЗНЕС ответы на вопросы, а также перевести звонок на директора фирмы Марину Семашко или же дать номер ее телефона: «Все вопросы присылайте на почту. Но как скоро Марина Витасовна ответит, я не могу вам сказать, у меня нет такой информации».


Спустя два дня после запроса, человек, подписавшийся Мариной Семашко, прислал корреспонденту НГС.БИЗНЕС свои комментарии: «Все вопросы о качестве изделий мы рассматриваем в индивидуальном порядке. Любой покупатель, в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителя", имеет полное право потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула). Потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.


Анонимов в интернете мы не комментируем».


На просьбу прокомментировать жалобы на принуждение к покупке формы Семашко заметила, что SAMM «предлагает родителям приобрести детскую одежду (школьную форму) на условиях предзаказа весной или перед началом учебного года», причем «цвет и состав формы родители выбирают на родительских собраниях с учетом рекомендаций учителей и администрации школы».


Родители подтверждают, что теперь рынок школьной формы понемногу либерализуется. Наталья, чья дочь ходит во второй класс школы № 105, рассказала, что в их школе решили распрощаться с SAMM после информации о судебных разбирательствах. До проверки Роспотребнадзора других вариантов, где бы одеть ребенка, в школе не предлагали. Мать семиклассника из лицея № 12 Наталья Милаева говорит, что этот лицей сотрудничает с SAMM уже 7 лет, однако после того, как выяснилось, что качество некоторых изделий не устраивает родителей, они перестали брать в SAMM полный комплект, ограничившись лишь жилеткой, которую невозможно найти в других магазинах. Но от единообразия парадной формы для линеек, утвержденной школой, никуда не деться, сетует она.


В пресс-службе Новосибирского УФАС сообщили, что с начала 2016 года в управление поступило 3 жалобы о принуждении покупать школьную форму в определенных магазинах. Однако ни в одном из случаев антимонопольная служба не нашла нарушения законодательства.


Что касается цен, то они в этом году почти не изменились, говорят производители. Так, по данным «Синара», из-за подорожания сырья некоторые модели в этом году поднялись в цене на 3–5 %. Костюм школьника в «Синаре» можно приобрести как за 590 руб., так и за 2 тыс. В компании «Приз» уверяют, что в этом году их одежда «не подорожала ни на копейку»: сарафан на первоклашку можно купить за 1000 руб., для учащихся 4–7-х классов он будет стоить на 150 руб. дороже.



Софья Воробьёва

Фото Татьяны Фатеевой

Читайте также