Дельфин уплыл на Запад

Американцы купили знаменитую новосибирскую компанию, заработавшую сотни миллионов на хроническом сибирском насморке

Дельфин уплыл на Запад

На днях иностранцы купили очередной новосибирский проект. На этот раз речь идет о производителе популярного средства от ринита и синусита — «Долфин». Промыванием носа под давлением заинтересовалась исландско-американская компания Alvogen, владелец уже сменился. НГС.БИЗНЕС вспомнил историю успеха препарата и пообщался с новым директором компании.​

На прошлой неделе стало известно, что у известной новосибирской компании «Долфин», занимающейся выпуском средств для промывания носа, сменился владелец. Вместо прежнего ООО «УК Динамика» в записи ЕГРЮЛ в роли головной компании с 18 ноября 2016 года фигурирует ООО «АЛВОГЕН ФАРМА», которая находится в Москве (99 % в УК) и «АЛВОГЕН АЙСЛЕНД ЕХФ» (1 %).


Согласно официальной выписке из российского реестра юрлиц, головная компания ООО «АЛВОГЕН ЦЕЕ» находится в Венгрии. Впрочем, эту информацию в разговоре опроверг генеральный директор «АЛВОГЕН ФАРМА» Александр Виноградов. Он заявил, что это исландская компания, которой владеет бизнесмен Роберт Вессман, объединившаяся в 2009 году с американской фирмой Norwich Pharmaceuticals.


«Долфин» уже 15 лет производит средство для промывания пазух носа, знакомое многим новосибирцам. 


По данным «СПАРК-Интерфакс» выручка ООО «Долфин» в 2015 году составила 488 млн руб., а чистая прибыль накануне показала впечатляющий, почти четырехкратный, рост: с 69 млн руб. в 2014 году до 221 млн руб. — в 2015-м.


«Динамика» начинала с продажи товаров для спорта, об этом в интервью «Континент Сибирь» рассказывал генеральный директор Вячеслав Жиров. Затем компания перешла на рынок «продукции для оздоровления». «Мы обратили внимание на то, что, кроме известного метода Бутейко, практически не было способов и методов тренировки дыхания», — рассказывал он. Так в 1998 году «Динамика» начала выпускать известный тренажер Фролова, основанный на методике эндогенного дыхания. Затем «Динамика» создала лечебные центры в России и СНГ, методику официально зарегистрировали. Затем специалисты из «Динамики» озадачились проблемой эффективной прочистки носа, так придумали «Долфин».


Уникальность этой методики состоит в том, что соляной раствор вводится в нос под давлением, благодаря чему слизь вымывается эффективнее, чем при использовании других препаратов, считает врач-отоларинголог высшей категории медицинского центра «XXI век» Елена Мелешко. «Это такая груша, с насадкой для носа, которая создает давление для промывания носоглотки от слизи. Это называется красивым словом элиминация. Когда мы очистили слизистую, лекарство, которое мы потом впрыскиваем в нос, воспринимается правильно и эффективно», — говорит специалист. Мелешко считает, что большинство врачей одобряют методику, но «Долфин» не назначают детям до 3 лет из-за возможной перемены давления в слуховой трубе: «Это не опасно, но ребенок может напугаться», — констатирует она. Симпатию отоларингологов к «Долфину» подтверждает и врач Ксения Путилина из «Социального Лор кабинета»:


«Так как к нам приходят, как правило, уже с хорошей болячкой, мы прописываем его почти в каждом случае. Я думаю, что большинство лор-врачей доверяют "Долфину"». 


Основными его конкурентами врачи называют спреи «Аква Марис» и «Аквалор», однако сравнивать их некорректно, считают они, так как только «Долфин» позволяет попасть морской воде в нос под давлением. По данным аналитической компании RNC Pharma, всего в Новосибирской области за первые три квартала 2016 года по розничным ценам реализовали препаратов на основе морской воды на сумму порядка 260 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок в денежном выражении вырос на 14 %. Лидер продаж — «Аквалор», на него приходится порядка 23,5 % этого объема, затем идет «Аква Марис» (14,3 %), потом «Долфин» (4,5 %).


При этом продажи «Долфина» в рублях за прошедший год снизились примерно на 9 %, считают аналитики. «Думаю, сказывается форма выпуска препарата, большинство его конкурентов представляет собой аэрозоли, которыми легко и удобно пользоваться не дома, а, скажем, на работе», — предполагает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.


«Долфину» довольно сложно конкурировать и с иностранными препаратами «Аквалор» и «Аква Марис», и с российскими, такими как «ЛинАква» компании «Солофарм», считает он. Последний только в этом году уже занял 2 % рынка препаратов морской воды. Беспалов утверждает, что «Долфин» часто воспринимается покупателями не как лекарство, а как некий «имиджевый препарат», нужный для гигиены носовой полости. По его данным, в сравнении с сосудосуживающими каплями и спреями на каждую упаковку лекарств из морской воды приходится 20 упаковок назальных деконгестантов (ксилометазолинов, нафтизинов и т.д.).


Покупатель «Долфина» — исландско-американская компания Alvogen. В 2009 году исландский бизнесмен Роберт Вессман выкупил 30 % американской фармацевтической компании Alvogen Group, сообщало агентство Reuters. До этого Вессман был исполнительным директором крупной ирландской фармацевтической компании Activas, ведущей бизнес более чем в 100 странах. В 2009 году Alvogen присоединил к себе старейшую нью-йоркскую компанию Norwich Pharmaceuticals и с тех пор занимается «сделками по приобретению наиболее перспективных компаний в фармацевтической отрасли», сказано на их сайте.


Виноградов подтвердил, что сделка с «Долфином» действительно произошла, однако рассказывать о ее деталях отказался, объяснив это коммерческой тайной. В офисе «Долфина» корреспондента НГС.БИЗНЕС соединили с юристом Инной Степановой, она сообщила, что «известила руководителя о вашем желании [задать вопрос], никто не будет давать официальных комментариев».


Виноградов говорит, что смена владельца фирмы никак не повлияет на наличие препарата на прилавках Новосибирской области. Причина покупки, по его словам, — эффективность лекарства. 


«Конкуренты "Долфина" — "Аквалор" и "Аква Марис" — это спреи не для лечения, а для облегчения дыхания. Есть терапия, которая действует на основу заболевания, на патогенез, если надо убрать инфекцию из носа. В данном случае "Долфин" — это почти уникальный продукт. Есть еще его аналоги, но он больше всего известен, больше всего добился успеха благодаря предыдущему менеджменту», — считает господин Виноградов. Речи о выходе «Долфина» на рынки за пределы России и СНГ пока не идет, подчеркнул он. За пределами России препарат можно купить в Казахстане, Белоруссии и на Украине.


Напомним, что это не единственный случай покупки новосибирского предприятия иностранцами, но пересчитать такие прецеденты можно по пальцам. Так, к примеру, в 2006 году турецкая компания Efes Breweries International купила за 360 млн долл. 92,34 % акций российской пивоваренной группы «Красный Восток». В 2008 году англо-голландский концерн Unilever купил холдинг «Инмарко», сумма сделки оценивалась аналитиками более чем в 200 млн долл. Еще один пример — продажа в 2013 году 75 % акций ЗАО «Независимые городские сайты» (НГС) компании Hearst Shkulev Media, совладельцем которой является американская Hearst Corporation.

Наталья Гредина

Фото iStock.com

Читайте также