Хорошо накатили

Москвичи обнаружили в Новосибирске малоизвестное предприятие, которое зарабатывает сотни миллионов на настойках по 7 рублей — и теперь отбирают у него эти деньги

Хорошо накатили

​​На прошлой неделе Минпромторг обнародовал рейтинг самых успешных производителей медицинских спиртовых настоек, которые традиционно пользуются любовью российских алкоголиков. Выяснилось, что один из самых популярных производителей альтернативного алкоголя с 1999 года производит свои настойки в Бердске. Однако теперь правительство решило обложить спиртовые настойки суровым водочным акцизом. НГС.БИЗНЕС изучил рынок настоек и его доходы.

Министерство финансов хочет ввести акцизы на знаменитые настойки: пустырник, боярышник, валерьянку и др. Предполагается, что ставка будет такой же, как и у водки — 500 руб. за 1 л чистого спирта. О новом этапе борьбы с аптечным алкоголизмом вице-премьер Александр Хлопонин доложил премьер-министру Дмитрию Медведеву: министерство уже готовит поправки в законодательство и Налоговый кодекс.


Параллельно Минпромторг опубликовал список самых успешных производителей аптечного алкоголя: третье место по стране в нем занимает ООО «Бэгриф», выпускающее боярышник в Бердске с 1999 года, сообщило издание РБК: в 2015 году его выручка составила 211,7 млн руб., а объем производства — 10,9 млн упаковок.


Его крупнейшие коллеги — самарский «Гиппократ», НИИ Медицины и стандартизации, Тульская фармфабрика, «Флора Кавказа» из Карачаево-Черкесии. Суммарно на них приходится примерно 50 % рынка спиртосодержащих препаратов в России.


Справка: По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Бэгриф» зарегистрирован в Новосибирске в 1999 году. Фактически производство находится в Бердске на ул. Химзаводской. Руководитель и владелец 100 % предприятия — Сергей Иванович Тимофеев. На производстве трудятся 51–100 человек. Выручка от реализации продуктов в 2015 году составила 180 млн руб., чистая прибыль — почти 18 млн 700 тыс. руб. Основной вид деятельности — производство фармацевтических субстанций.


«Бэгриф» специализируется на производстве лекарств из растительных экстрактов, их называют галеновыми препаратами. Часто это спиртосодержащие настойки, сиропы и масла. Кроме того, «Бэгриф» делает парфюмерно-косметическую продукцию и БАДы. На сайте предприятия подробно описана вся продукция, здесь разливают настойку «Ротокан» (коктейль из календулы, ромашки и тысячелистника), настойку валерианы, боярышника, стручкового перца, уклоняющегося пиона, прополиса, пустырника и календулы. Также компания производит сиропы из солодки и шиповника, 32 вида натуральных эфирных масел от аниса до эвкалипта, 18 видов косметических масел от абрикосовой косточки до тыквенного семени, а также медицинский антисептический раствор (по сути — 90 % спирт) и прополис-спрей для гигиены полости рта.


Получить комментарий у бердского предприятия НГС.БИЗНЕС не удалось: в приемной неоднократно объясняли, что Тимофеева нет на месте, затем предложили выслать вопросы на почту. К моменту публикации ответов не последовало.


Цены на все препараты схожи: 50 мл «Ротокана» можно купить примерно за 50 руб., 40 мл календулы за 40 руб., 25 мл валерьянки, боярышника, стручкового перца, пиона и прополиса стоят около 20 руб. (некоторые аптеки предлагают и дешевле).


Рекордсмен по дешевизне, найденный в онлайн-аптеке piluli.ru, — настойка пустырника, она стоит всего 7 руб.


В качестве альтернативы бэгрифовскому пустырнику все та же онлайн-аптека предлагает приобрести спиртовые настойки от других производителей за 20 руб. и бесспиртовые экстракты за 20 руб., таблетки за 40–100 руб., а также фильтр-пакеты с травой за 80 руб.


По данным аналитической компании RNC Pharma, за первые 3 квартала 2016 года «Бэгриф» отгрузил со своих складов продукции на сумму порядка 100 млн руб. (в ценах производителя). Это на 22,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «По объемам продаж лидирует настойка валерианы — на нее приходится порядка 22 % от денежного объема продаж за период, вторую строчку занимает настойка пустырника — порядка 19 % от объема продаж. На третьем месте сироп солодки — 18 %», — сообщил корреспонденту НГС.БИЗНЕС директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.


При этом медицинский антисептический раствор (содержание медицинского спирта — 90 %), который также находится в ассортименте «Бэгриф», занимает сейчас 2,6 % от продаж, однако за последний год его отгрузки выросли практически в 6 раз, отмечает эксперт.


Всего в этом сегменте работает порядка 60 различных компаний. Суммарный объем рынка «боярышника» в стране в 2015 году составил 3,5 млрд руб., а по итогам первой половины 2016 года — 1,7 млрд руб. По сравнению с этим периодом в 2015 году рынок снизился на 8 %.


«По самым скромным подсчетам порядка 70–80 % рынка всех спиртосодержащих лекарственных препаратов применяется не по назначению. Для отдельных препаратов нецелевое потребление ниже — та же настойка валерианы, наверное, потребляется с целью опьянения максимум в 5–10 % случаев. А вот настойки боярышника или перца практически на 100 % формируются за счет нецелевого потребления», — говорит Беспалов.


Аналитик считает, что если цена на спиртосодержащие настойки вырастет, то внимание реальных пациентов неизбежно переключится на экстракты. При этом, по его мнению, введение акцизов едва ли спасет зависимых: «Аптечный алкоголизм тоже далеко не абсолютное зло, поскольку это, по крайней мере, качественный спирт, а не суррогаты или вообще метанол, который может быть приобретен в качестве дешевой замены легального алкоголя».


Производители водки открыто не комментируют эту проблему, так как ждут консолидированной позиции со стороны правительства и регулирующих органов, об этом корреспонденту НГС.БИЗНЕС сказал представитель одного из крупнейших производителей крепких напитков, пожелавший остаться неназванным.


По мнению собеседника, сегодня никто из крупных производителей водки не станет обсуждать аптечный алкоголизм, потому что «это скользкая и неприятная тема». Однако собеседник отметил, что водочники не считают производителей боярышника своими прямыми конкурентами: «Давайте смотреть правде в глаза: такие жидкости употребляют люди с маргинальным образом жизни. У нас просто разные слои потребителей».


Аналитик алкогольного рынка, директор центра «ЦИФРРА» Вадим Дробиз уверен, что говорить о конкуренции настоек с качественным алкоголем неверно.


В России существует три рынка крепкого алкоголя: легальный, нелегальный и суррогаты, называет он. На легальном рынке бутылка водки стоит 200 руб., благодаря системе ЕГАИС ее производство за последний год выросло на 26 % за счет вытеснения из магазинов нелегальной водки. Объем легальной водки в легальной рознице составляет около миллиарда литров в год.


Второй рынок — нелегальная водка, которая продается в магазинах без лицензии и производится, по словам Дробиза, «в коровниках, на складах и амбарах». Здесь бутылка водки стоит 100 руб., ее объем в этом году будет 250 млн л, отмечает эксперт. Третий рынок — суррогаты и аптечные настойки, в эквиваленте «бутылка водки» из них будет стоить 50 руб.


«Здесь самогон составляет примерно 250 млн л, аптечных настоек примерно 150 млн л, пищевые и косметические спиртосодержащие жидкости, их еще миллионов 450. Представляете, какая армада в суррогатном секторе? 850 млн л!» — восклицает Дробиз.


Все эти рынки, по мнению эксперта, друг с другом никак не конкурируют и не могут повлиять на уровень продаж друг друга. «Тем, кто пьет водку по 100, на фиг не нужна легальная водка по 200, и никогда они за ней не пойдут, разве что на свадьбу или на похороны по одной бутылке взять и еще ящик нелегальной. У них денег на это нет, — объясняет аналитик. — Настойки тоже не конкурируют даже с нелегальной водкой по 100, у таких потребителей нет денег даже на нее. Алкоголь — это не самоцель, алкоголь — это проводник человека к определенному психоэмоциональному состоянию. Для этого ему нужен определенный объем. Вот сегодня на настойках он его покупает за 50 руб., извините, он что за двухсотрублевой водкой пойдет, что ли? В четыре раза больше потратит? Что же он, идиот что ли?»


По мнению Дробиза, введение акцизов на боярышник не заставит алкоголика идти за водкой подороже — вырастет рынок самогона, а сектор производства самих настоек просто умрет, так как «никому не будет нужен».


«Объемы производства аптечных настоек упадут раз в 7–8, потому что останутся только те, кто принимает их как лекарство. Если сегодня они стоят 20 руб., а будут стоить 50, то пенсионер, который покупает этот пузырек раз в месяц неприятно, но переживет. А тот, кто использует вместо водки, уже нет, пользоваться не будет».

Наталья Гредина
Фото Александра Ощепкова

Читайте также