Вирус Пятковского

Новосибирец мгновенно стал мировой знаменитостью — вся планета заговорила о его странном бизнес-проекте с убийствами и насилием в тайге

Кадр со съемок фильма «Голодные игры»
Кадр со съемок фильма «Голодные игры»

​Новость о том, что сибирский бизнесмен Евгений Пятковский собирается устроить в тайге аналог «Голодных игр», облетела весь мир. Об ужасах сибирских развлечений написали BBC, Washington Post и другие крупнейшие и самые авторитетные издания планеты. Часто в заголовки этих публикаций выносят громкое заявление Пятковского о том, что участники нового российского реалити не защищены от изнасилований и смерти. Автор концепции продолжает будоражить аудиторию, шокируя всех своей уверенностью в том, что проект состоится, однако сомнения в реальности миллиардного проекта не покидают новосибирцев. НГС.БИЗНЕС разбирался в ситуации.

«Правила позволяют убивать соперников», — пишет Newsweek, «Конкурсанты могут быть задержаны полицией в любое время», — рассказывает испанская La Vanguardia. «Каждый кандидат должен подписать договор, в котором он согласен с тем, что он может быть изнасилован или убит», — сообщает израильское издание Haaretz. О пугающем российском проекте уже написали во Франции, Швеции, Германии, Португалии, Малайзии, Эквадоре, Великобритании, США и других странах. Die Welt называет Пятковского «русским миллионером», однако немецкие журналисты не верят в проект: «Едва ли это может быть правдой», пишут они. Британская The Sun называет шоу «TUNDRA GAMES», рассказывает читателям, что такое Сибирь, и восхищается местным программистом-миллионером, придумавшим жестокое реалити. The Guardian опубликовала новость с заголовком «Новое реалити "позволяет" изнасилования и убийства в Сибири», на BBC пишут, что это будут те же «Голодные игры», только без огнестрельного оружия, Washington Post в заголовке утверждает: «Новое сибирское реалити-шоу дает понять, что убийства и изнасилования приемлемы».


Персона Евгения Пятковского давно известна СМИ. Благодаря своим громким, но, по сути, так и не воплотившимся проектам, о нем заговорили сначала в новосибирских медиа, затем по всей России, а затем и по всей планете.


Первый продукт, который придумал Пятковский, приложение для смартфонов «Антиколлектор», был вполне реальным.


Программа блокирует звонки с коллекторских номеров, занесенных в базу. Сегодня на Google Play ее загрузили около 100 тыс. человек. Сначала приложение было бесплатным, но после того, как Google его заблокировал за неверное пользование сервисом, Пятковский выставил цену на приложение в размере 30 руб. «Все деньги пойдут на благотворительность, и, если получится, Храм построим, назло коллекторам!» — писал он «ВКонтакте» на странице приложения.


Новую дозу популярности он получил, когда придумал детский сад для взрослых «Город детства».


Пятковский обещал давать офисным работникам покой, какао и манную кашу за 3 тыс. руб. в сутки. Бизнесмен говорил, что вложения в проект, воплотившийся в микрорайоне «Зеленый бор», составили 600 тыс. руб. Журналистам НГС так и не удалось проникнуть в детский сад Пятковского: при каждом запросе он предлагал встретиться на следующий день, так как сегодня пресса может помешать посетителям. Видел ли кто-нибудь своими глазами этот детский сад, все еще не ясно. Никто из новосибирских журналистов не сделал репортаж из «Города детства», все фотографии объекта, которые появлялись в СМИ, предоставлял сам Пятковский.


Осенью ньюсмейкер снова порадовал публику: он сообщил о том, что через год запустит шоу Game 2: Winter о выживании в сибирской тайге с бюджетом в 1 млрд руб. По словам бизнесмена, круглосуточные трансляции будут длиться 9 месяцев, а участники подпишут договор, согласно которому организаторы «откажутся от любых претензий игроков, даже если их убьют или изнасилуют». Подробно о шоу НГС писал в ноябре.


Тогда организаторы отказывались называть точное место проведения сибирских «Голодных игр», ссылаясь на отсутствие официальной договоренности. Месяц спустя Пятковский сообщил корреспонденту НГС.БИЗНЕС, что с местом определились — игру будут проводить в Томской области. Однако подробностей он вновь не рассказал: «Частные ли это земли, не могу сказать, потому что мы до начала проекта хотим сохранить там все первозданным. Мы не хотим, чтобы там какие-нибудь идиоты растяжки понаставили. Вы тайгу представляете? Как вы ее будете контролировать, даже если она частная? Вы считаете, что ее можно обнести забором? Участок 3x6 км, это все равно что хохлы говорят, что на границе с Россией стену надо построить».


В администрации Томской области, впрочем, о проекте ничего не знают.


Председатель комитета работы со СМИ Лариса Демакова впервые услышала об этом проекте от корреспондента НГС.БИЗНЕС, она сообщила, что информация о нем может быть у главы департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области Виктора Сиротина. В приемной Сиротина сообщили, что глава департамента ничего не знает об этой инициативе.


На главной странице сайта реалити-шоу долгое время висел баннер компании «Экспедиция», которую Пятковский неоднократно называл одним из партнеров проекта. Создатель бренда «Экспедиция» Александр Кравцов указан в соавторах проекта как управляющий партнер офлайн-части.


Корреспондент НГС.БИЗНЕС обратился в новосибирский офис «Экспедиции», управляющая сетью Екатерина сообщила, что договора о партнерстве между компаниями не было.


«Мы обещали помочь в непосредственной организации этого проекта, но статуса партнера у нас нет, для нас это неожиданно». «Лейбл на сайте может быть, но я еще раз повторю, о статусе партнера мы не просили Евгения, я так понимаю, что он принял это решение единолично», — сообщила Екатерина.


Других партнеров кроме «Экспедиции» Пятковский также не называет, как и названия трех федеральных каналов, которые, по его словам, заинтересовались трансляцией реалити, и сейчас Пятковский «проводит среди них тендер».


В разговоре он то и дело упоминает загадочного «второго ведущего» шоу, имя которого он обещает озвучить после новогодних праздников. «Это будет очень известный, пока что только в России, актер, покруче Козловского», — говорит бизнесмен.


По его словам, с популярным российским актером Данилой Козловским также велись переговоры: «У него нет времени на лето, а есть только на осень. На осень мы еще не рассматривали никого, поэтому пока никак». В компании «Централ Партнершип», которая занимается дистрибуцией нового блокбастера с Козловским «Викинг», ничего о подобных переговорах не слышали.


Агент актера Валерия Тарасова сообщила, что предложение действительно поступало: «Отказали сразу, никаких договоренностей не было».


Специалист по медиакоммуникациям, продюсер компании Nival Илья Стахеев считает, что вирусная популярность Пятковского связана лишь с тем, что он хорошо чувствует тренды. «На этом паразитируют многие SMM-подразделения известных компаний, например, Aviasales. Но они это делают на каких-то конкретных новостях, а наш герой чувствует тренд, который имеет какое-то реальное проблемное отражение. Например, приложение "Антиколлектор" — сколько страшилок про коллекторов гуляет в медиа? "Детский сад для взрослых" — сколько пишется про кидалтов, инфантилизацию, желание "на ручки"? Умение создать хороший мем — это, по сути, выразить то, что понимает, но не может выразить большинство. А тут мем делается еще и в виде бизнеса».


«Я думаю, что если у этого шоу все сложится с финансированием, что вызывает некоторые сомнения, и ему получится стартовать — тогда можно будет рассуждать о его успешности. Что же касается того, как оно помогает основному бизнесу выдумавшего его человека — детскому саду для взрослых и приложению против коллекторов, — то я уверен, что никак», — утверждает в свою очередь владелец digital-агентства WOW и специалист по цифровому маркетингу Николай Глухих.


Однако в целом бизнесу выгодно «мелькать в статьях», считает медиаменеджер: «Если это не приведет к прямой конверсии в какие-то продажи, то хотя бы поможет поднять узнаваемость, медийный вес и облегчит вступление в переговоры».


Сам Пятковский на вопрос корреспондента НГС.БИЗНЕС о том, что бизнесмену многие не верят, ответил так: «Зачем мне что-то говорить? Пусть говорят, что проекта не существует. Это же тоже говорят».

Наталья Гредина 
фото kinopoisk.ru

Читайте также