«Толмачёво» с видом на море

Новосибирский аэропорт объявил о масштабной перестройке главного терминала и новых рейсах на морские курорты — но огорчил пассажиров, боящихся опоздать на рейс из-за пробок

«Толмачёво» с видом на море

​Директор «Толмачёво» Евгений Янкилевич рассказал о планах аэропорта на будущий год: в следующем году начнется работа над объединением двух терминалов — по проекту внутренние терминалы станут больше и займут привокзальную площадь. Пассажиры в 2017 году снова смогут улететь в Египет. Зато надеждам на новосибирский аэроэкспресс в обозримом будущем сбыться не суждено. НГС.БИЗНЕС приводит расшифровку самых интересных моментов встречи главы «Толмачёво» с журналистами.

— Каковы финансовые итоги 2016 года? За счет чего вы планируете сохранить финансовые показатели в 2017 году?


Е.Я.: Я думаю, что их надо будет комментировать в 2017 году. Они точно не будут хуже, чем в 2015 году, с учетом даже того, что мы достаточно средств потратили на маркетинг и коммерческую деятельность по развитию пассажирских перевозок, технических перевозок и почтовых перевозок. Это все тоже стоит денег. Никто не отменял роста тарифов на те услуги, которыми пользуется сам аэропорт. Он поглощает гигантское количество электроэнергии и газа, в этом году у нас не лучшие погодные условия, много ресурсов тратится на содержание аэродрома в эксплуатационном состоянии. Мы, с одной стороны, увеличиваем доходы, с другой стороны — на нас давят затраты. Будем увеличивать показатели за счет пассажиропотока, грузоперевозок, почты, технических посадок.


— Расскажите об инвестпрограмме «Толмачёво» на 2017 год? Какие предстоят вложения?


Е.Я.: Мы стандартно планируем инвестиции в обновление парка спецтехники. Дополнительно к этому мы ожидаем рост пассажиропотока, в том числе на внутренних линиях. Мы планируем локальное улучшение обслуживания пассажиров в терминале внутренних линий, которое выльется в 2017 году примерно в 200 млн руб. В то же время в 2017 году, это согласовано акционерами, мы начнем проектные работы по капитальной реконструкции внутреннего терминала. Я думаю, что этот проект будет финансово емким, надеюсь, у нас получится его реализовывать в 2018–2019 годы, его стоимость ориентировочно составит до 2 млрд руб. В целом инвестиции на 2017 год составят порядка 300 млн руб.


— Можете рассказать подробнее про реконструкцию терминалов?


Е.Я.: Проектная организация, которую мы выберем, подскажет нам решение.


Видится так, что два терминала будут объединены, [сейчас уже] у нас есть соединительная галерея, которая повторяет контур фасада терминала. Мне кажется, что самым уместным будет объединение двух терминалов и вынос линии внутреннего терминала ближе на привокзальную площадь, чтобы увеличить объем зон обслуживания пассажиров.


— На какой сейчас стадии ремонт аэродрома?


Е.Я.: Аэропорт «Толмачёво» остается в федеральной целевой программе в части реконструкции аэродрома, проекты выполнены в 2015 году в полном объеме. Они подразумевают определенный объем строительно-монтажных работ, которые должны были начаться в 2016 году, но из-за ограничений части федерального бюджета эти работы сейчас перенесены ориентировочно на 2019 год. Мы не теряем надежды, что до этого времени, возможно, будут корректировки и мы увидим начало монтажно-строительных работ в аэропорту «Толмачёво». Сейчас невозможно сказать что-то более определенное. Мы и наша холдинговая компания активно работаем, чтобы финансирование началось как можно раньше. Для нас это крайне важно, потому что росту пассажиропотока необходимо соответствующее развитие аэродромного пространства.


— Какие новые направления появились в этом году, и чего нам ждать в 2017-м?


Е.Я.: Я бы сказал, что новых направлений появилось немного. Мы формировали расписание, которое позволяло организовать волны прилета-вылета, как это делается в хабах, чтобы состыковать направления с восточной части нашей страны в западном направлении. В 2015–2016 году произошла переориентация летающих на курорты России, кратно увеличилось количество рейсов в Симферополь. Никогда в жизни из аэропорта «Толмачёво» не осуществлялось порядка 21–22 рейсов в неделю в Симферополь, именно столько было в пике. Мы возили туда не только новосибирцев, но и жителей близлежащих областей, и даже из Красноярска.


Мы постоянно ведем работу по новым направлениям.


Безусловно, одно из значимых событий и драйвер возобновления пассажиропотока — это Турция. С учетом того, что санкционные ограничения сняты, мы ожидаем восстановления этого направления. Мы ожидаем восстановления Египта, это должно вернуть достаточно большой пассажиропоток.


— Какой прогноз по росту пассажиропотока в следующем году?


Е.Я.: В 2016 году мы сделали рост чуть больше 10 %. В 2017 году мы планируем увеличить пассажиропоток на 14 %. Из них рост на внутренних линиях составит 13 % — и 15,5 % на международных линиях. Нужно понимать, что рост на международных направлениях — это эффект низкой базы и компенсация отложенного спроса, который формировался в 2015–2016 годах.


— Какие новые компании стали пользоваться техническими посадками в «Толмачёво»? Есть ли договоренности на 2017 год?


Е.Я.: Я думаю, что произойдет увеличение количества техпосадок по существующим перевозчикам, но надо понимать, что технические посадки — это элемент грузовых перевозок, он напрямую зависит от мировой экономики. Как сложится мировая экономика в 2017 году, так и сложатся перевозки. Мы помним, что эти самолеты загружены в основном товарами для Европы, еще на это влияет, насколько стабильной будет экономическая ситуация в Европе. Мы надеемся, что все будет хорошо, их меньше не станет. Насчет новых игроков — я думаю, что сегодня всё, что можно было собрать на рынке технических посадок, мы сделали, пригласили сюда китайские грузовые компании. Если объем грузовых перевозок из Китая в Европу возрастет, то мы получим увеличение китайских компаний в части грузовых перевозок. Так, мы планируем, что уровень будет не меньше 2 тыс. в год.


— Как обстоят дела с запуском аэроэкспресса?


Е.Я.: Журналисты чуть-чуть исказили все идеи, которые закладывались «Толмачёво», в доказательство, что нам крайне необходима транспортная доступность не только в рамках Новосибирска, но и в рамках Западной Сибири. Если говорить про Новосибирск, то под кодовым названием «аэроэкспресс», скорее всего, подразумевался комфортабельный современный электропоезд, который начинал бы свое движение от Искитима или Бердска через Новосибирск-Главный до хотя бы станции Обь, делая минимальное количество остановок. Таким образом, время из Академгородка, вне зависимости от пробок, было бы 45 минут. Вы и многие ваши читатели под «аэроэкспрессом» понимают комфортабельный поезд point-to-point от железнодорожного вокзала до терминала аэропорта. Такой проект в Новосибирске в ближайшее время невозможен, он слишком дорогостоящий и неокупаемый.


Он будет окупаем, когда пассажиропоток аэропорта «Толмачёво» будет 8–10 млн и проезд от центра Новосибирска до аэропорта на такси из-за времени ожидания в пробках будет стоить 800 руб. в ценах нынешнего года. Когда эти два фактора сойдутся, тогда экономическая целесообразность такого аэроэкспресса появляется.


В результате нашего сотрудничества с РЖД и ФПК возобновился поезд «Новосибирск – Томск», он пользуется большим спросом, в нем большое количество пассажиров аэропорта «Толмачёво». Я сам на прошлой неделе ездил на поезде «Новосибирск – Омск», очень много пассажиров с чемоданами, которые прилетели в «Толмачёво». Этому не нужно давать угасать, это нужно развивать. Мы считаем, что транспортная доступность тогда хорошая, когда из любой точки города можно доехать за 45 минут до «Толмачёво», а из Алтайского края и Кемеровской области, Томской и Омской областей, в зависимости от удаления, за 1,5–3,5 часа. Вот это супер. Сегодня эта работа не налажена, мы еще в начале большого пути, в том числе мы в контакте с РЖД и с ФПК.


Справка: В 2015 году ЗСЖД просила выделить землю под линию аэроэкспресса в «Толмачёво».

Наталья Гредина
Фото Александра Ощепкова

Читайте также