Потратились на праздниках

Новосибирцы расслабились и перестали скупиться на новогодних каникулах — покупали больше продуктов и тратили деньги в ресторанах и кино

Потратились на праздниках

На прошедших новогодних праздниках новосибирцы чаще ходили по ресторанам и кино, активнее тратили деньги на поездки и еду. И если очереди на горнолыжные подъемники еще можно объяснить хорошей погодой, то готовность заплатить за чек в кафе на 20 % больше, чем в прошлом январе, вызывает у экспертов недоумение. Корреспондент НГС.БИЗНЕС попыталась найти объяснение.​

После резкого обвала общепита и розницы в течение 2015–2016 годов новосибирские предприниматели начали ощущать стабилизацию ситуации. Горожане впервые за долгое время стали тратить больше — эту тенденцию отмечают как в продовольственной рознице, так и в общепите и сфере развлечений.


Директор по маркетингу ТХ «Сибирский Гигант» Мария Бей подчеркивает, что успешная торговля сети на праздниках связана в первую очередь с грамотной ценовой политикой компании, а не со сторонними факторами. По словам Бей, показатель «Like for like», т.е. выручка в сравнении с уровнем предыдущего года, выросла у «Гиганта» в декабре 2016 года практически на 6 % — в первую очередь за счет увеличения количества продаж. «В ряде категорий, например "охлажденное мясо" и "замороженные продукты", мы видим сильное увеличение продаж. Но я бы не связывала это с какими-то трендами на рынке. Я связала бы это с нашей работой, мы нашли поставщиков и выставили правильные цены», — говорит Мария Бей. Среди прочих категорий выросли продажи алкоголя, отмечает сотрудник торгового холдинга: к примеру, в эти праздники благодаря снижению цены почти на 200 руб. удалось продать 13 тыс. бутылок шампанского Martini Asti, хотя год назад было продано всего 1 тыс.


Но помимо маркетинговых приемов вести торговлю помог и «позитивный информационный фон», считает собеседница: «В 2015–2016 году покупатель боялся тратить деньги, потому что боялся остаться без работы.


Есть ощущение, что после выборов президента США, с ростом курса рубля покупатель чуть-чуть расслабился.


Чем больше нагнетается позитива, тем больше покупатель начинает тратить сберегаемых средств».


Представители общепита описывают схожую картину. Так, владелец заведений «СибирьСибирь», «Ухо&Медведь» и сети кофеен «Чашка кофе» Денис Иванов отмечает, что результаты декабря в этом сезоне были чуть хуже, чем в прошлом году, но январь, наоборот, показал положительную динамику. Ресторатор считает, что во многом это связано с тем, что горожане «ощутили большую экономическую стабильность». «Я не соглашусь, что это связано с повышением достатка горожан, его больше не стало, — но люди точно стали активнее. В прошлом году они, наверное, были больше заинтересованы в покупках, а в этом те, кто не уехал, стали тратить на себя, на рестораны, на жизнь, а не на инвестиции в вещи», — считает Денис Иванов.


Генеральный директор ГК «Конквест» (бар Rock City Bar, ресторан «Аджикинежаль», теппан-бар «Мятный карась» и др.) Олег Ионко также отмечает, что в его ресторанах к Новому году средний чек вырос на 20 % за счет увеличения количества блюд в заказе. В кофейне «Шансонье» чек составил 500 руб. на одного человека, в ресторане «На даче» — 3 тыс. руб. Впрочем, и рост трат у посетителей эксперт с макроэкономическими процессами также не связывает, а объясняет своей «хорошей работой». «Я не могу сказать, что "Аджикинежаль" в полтора раза лучше от года к году, потому что Россия ожила и нефть подорожала, это естественный прирост», — говорит Олег Ионко.


Сытые новосибирцы захотели зрелищ — кинотеатры в этом сезоне завлекали зрителей «Викингом», «Пассажирами» и очередной частью «Ёлок». По словам директора сети кинотеатров «Синема Парк» Павла Даньшина,


в этом году был резкий приток зрителей на 20 % по сравнению с прошлогодними каникулами.


По мнению Даньшина, это общая тенденция для всех кинотеатров сети по стране. «Может быть, у людей стало больше уверенности в завтрашнем дне, и они понимают, что, как бы ни было тяжело, жить надо — и надо это делать сегодня», — предполагает управляющий.


По мнению PR-директора кинотеатра «Победа» Лидии Марковой, посещаемость в эти дни в большей степени зависит от популярности фильмов, а не от стабильности. «Количество походов в кино связано только с качеством контента. В этом году сильно возрос интерес к российскому кино в целом, выход "Викинга", как бы к нему ни относились, сыграл на руку всем кинотеатрам», — отмечает Маркова. По данным кинотеатра, «Викинг» стал самым популярным фильмом первой недели января — на него продали 3017 билетов, второе место у «Ёлок-5» (2919 билетов), третье — у американского блокбастера «Пассажиры» (2726 билетов). Эти данные сопоставимы с результатами 2016 года (за 8 дней праздников тогда на главную премьеру «Звездные войны: Пробуждение силы» продали 3091 билет), а вот 2015 год догнать не удалось: тогда лидером был фильм «Хоббит: Битва пяти воинств», на который купили 6082 билета.


Стабильно теплая погода с кратким похолоданием на Рождество обеспечила стопроцентную явку новосибирцев и на местные горнолыжные склоны. В этом году, как и в прошлом, в прокате горнолыжного комплекса «Ключи» не оставалось никакого лишнего снаряжения — новосибирцы разбирали все, сообщила креативный директор комплекса Мила Образцова. Абонемент, в который входит прокат оборудования и подъемы на склон, стоит 700 руб., средний чек на человека в эти праздники в «Ключах» составил 1000 руб., говорит собеседница. «Если погода хорошая — народ всегда приезжает в праздничные дни, бешеного всплеска в эти праздники не было, все примерно так же, как в прошлом году. Обычно приезжают с семьями. 7-го числа, когда было –27, на территорию комплекса заехало около 60 автомобилей, а, к примеру, 2-го и 3-го числа было 400 машин», — сообщила Образцова.


Вернувшееся ощущение стабильности позволило новосибирцам расслабиться и потратить свои накопления вдали от родины: 


в отличие от предыдущих двух каникул заметно вырос спрос на авиабилеты, даже несмотря на их подорожание, следует из данных Aviasales. К примеру, улететь в Прагу на праздниках можно было за 52,5 тыс. руб., что дороже билетов прошлогодних праздников на 18,4 %. Однако это не остановило авиапассажиров: спрос на полеты в столицу Чехии вырос вдвое. Билеты в Пхукет подорожали на 6,36 % по сравнению с предыдущим годом и стали стоить около 54 тыс. руб., а спрос вырос на 77 %. Подорожали и некоторые внутренние направления: к примеру, улететь в Краснодар стало дороже на 13 % (17,4 тыс. руб., средний чек в 2016 году — 11,2 тыс. руб.), однако и спрос на эти билеты вырос на 40 %.

Наталья Гредина
Фото pixabay.com

Читайте также