«Это чистый лохотрон и развод»

Новосибирская компания вошла в топ успешных франшиз — но терпит убытки из-за конфликта с учеными РАН

Genetic-test часто проводят на детских мероприятиях
Genetic-test часто проводят на детских мероприятиях

В начале июня новосибирская компания Genetic-test, которая определяет профориентацию и особенности характера клиентов по отпечаткам пальцев, попала в ТОП-100 самых успешных российских франшиз. Новосибирский бизнес разросся по всему миру — всего Genetic-test продал 3500 своих копий, из них в России и СНГ работает сегодня только седьмая часть. Тем не менее, владельцы бизнеса признают: давление со стороны учёных тормозит развитие бренда в России. НГС.БИЗНЕС вспомнил историю спорной новосибирской компании и обсудил феномен Genetic-test с владельцами бизнеса и учёными. 

Портал БИБОСС, который с 2006 года занимается аналитикой и мониторингом российских бизнес-франшиз, опубликовал рейтинг самых успешных компаний в этой сфере в 2017 году. Лидерами ТОП-100 стали компании «Пятёрочка», «33 пингвина» и «Аскона». 


Самой успешной новосибирской франшизой аналитики БИБОСС посчитали 2ГИС — он занимает 21-е место, 


вторые по популярности новосибирцы – служба курьерской доставки СДЭК (23-е место), затем идет гриль-бар Шашлыкоff (26-е место), четвертые — компания Genetic-test, которая расположилась на 52-й строчке (3502 предприятия в сети, 590 городов присутствия).


В список не вошли компании моложе трёх лет, всего же у аналитиков было более 30 критериев: возраст компании, объём инвестиций, динамика роста сети за последние три года, количество повторных открытий существующими партнерами, количество закрытых предприятий, общее количество открытых предприятий, географическая распространённость, среднее время окупаемости и другие. Опрос компаний БИБОСС проводил весной, данные актуальны на 26 мая 2017 года.


Бизнес на пальцах


В 2011 году новосибирец Антон Андреев выиграл региональный конкурс «Молодой предприниматель России» со своим телеком-проектом. После победы молодого человека пригласили на всероссийский образовательный форум «Селигер», где он познакомился с программистом Александром Зубаревым. К тому времени кировчанин Зубарев уже написал прототип программы, анализирующей отпечатки человеческих пальцев. На Селигере Андреев позвал Зубарева с собой в Сибирь, чтобы «доработать программу и создать на её основе франчайзинговую сеть», как рассказал НГС.БИЗНЕС сам Андреев в переписке, отказавшись общаться по телефону, потому что был в отпуске.


В результате партнеры организовали совместную компанию LifePrint и даже презентовали технологию определения человеческих способностей по отпечаткам пальцев министру спорта Виталию Мутко. После им удалось продать несколько первых франшиз, и дело пошло — первые деньги молодые люди вложили в доработку программы, создание сайта и маркетинг. «Как бывает в бизнесе, когда пошли первые деньги, возникли проблемы. Мы не сошлись характерами, и Александр решил открыть собственную компанию InfoLife, а я организовал Genetic-test», — написал Андреев.


InfoLife и сегодня остается главным конкурентом Genetic-test, 


Зубарев увёз компанию в родной Киров и развивает франчайзинговую сеть оттуда — в рейтинге БИБОСС эта компания занимает 70-е место (2973 предприятия в сети, 37 городов присутствия).


Сегодня Genetic-test работает по всему миру, пишет Андреев, всего компания продала три с половиной тысячи франшиз (сегодня такая стоит 70 тыс. руб.), в России и СНГ сейчас работает 300–500 представителей бренда.  В стоимость франшизы входят сканер для определения типов узоров на пальцах, ПО, сами тесты (то есть количество возможных протестированных клиентов) и обучающие материалы.


Как это выглядит


Согласно описанию тестирования с сайта компании, вся процедура занимает 15 минут. Сначала клиент прикладывает каждый свой палец к сканеру — небольшой коробочке, напоминающей компьютерную мышь. Данные попадают в компьютер, после чего «пальцевая формула обрабатывается алгоритмами, написанными на основе данных исследований в области дерматоглифики (наука, которая изучает узоры на коже, в основном применяется в криминалистике. — Н.Г.)». Обработка данных занимает от нескольких минут до трёх дней, пишут на сайте, в итоге человек получает подробные рекомендации о том, как улучшить свою жизнь.


Так выглядит тестирование 
Так выглядит тестирование 


Компания предлагает три продукта: тест GT-Standard, определяющий сферы профессиональной деятельности, модель самореализации, спортивное амплуа, потенциал нервной системы и т.д. (стоит 1990 рублей), GT-X — расширенный набор, с рекомендациями по организации процесса обучения, ценностям в карьере и преодолении стресса (2990 руб.) и GT-S — спортивный тест, который определяет физические данные и рекомендует человеку виды спорта (2990 руб.). 


При этом компания активно предлагает клиентам протестировать детей и, к примеру, «узнать, в какой профессии твой ребёнок станет успешным». Сам Антон Андреев отмечает, что тесты закупают детские центры. 


В сообществе Genetic-test «ВКонтакте» комментаторы пишут, что рекламу тестирования распространяют в некоторых школах.


По данным 2ГИС, в Новосибирске сегодня пять точек, где можно пройти Genetic-test, в том числе и в Технопарке новосибирского Академгородка, там же находится и главный офис компании. «Самое первое впечатление человека о нашей услуге — "этого не может быть, это хиромантия, как по отпечаткам пальцев можно что-то узнать?". Это первое возражение любого человека, который сталкивается с нашей услугой. Это не помешало нам протестировать 500 000 человек за пять лет работы», — говорит Андреев в переписке с НГС.БИЗНЕС.


Нападение генетиков


По данным «СПАРК», в 2015 году ООО «Дилер-групп», которому принадлежит бренд Genetic-test, впервые понесло убытки в размере 4,7 млн руб. До этого компания всегда оставалась в плюсе, хоть и небольшом: в 2013 году прибыль составила 2,5 млн руб, в 2014 — 101 тыс. руб.


«В 2015 году компания активно функционировала и вкладывала средства в развитие. Все заработанные деньги мы реинвестировали. В 2016 году мы должны были выйти на прибыль, но из-за давления со стороны РАН и публикации меморандума (имеется в виду меморандум № 1 Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований о лженаучном статусе коммерческого тестирования по кожным узорам пальцев рук. — Н.Г.) резко упали продажи франшизы, и нам пришлось приостановить активную деятельность в России. За последний год произошли значительные перемены, 


в России компания не приносит прибыль и на сегодняшний день является убыточной», 


— признался Андреев. Однако, отметил он, продажи у франчайзи повысились «благодаря СМИ». В частности, недавно представитель Genetic-test приходил на шоу «Дом-2», где рассказывал одной из пар о причинах их конфликтов.  


Меморандум, о котором говорит Андреев, опубликовали в мае 2016 года. В нем учёные подробно разбирают продукт и подчёркивают, что эти тесты не имеют никакого отношения к генетике. Документ
подписал 21 учёный, в том числе из РАН, а также учёные из США, Франции, Германии и некоторые
научные журналисты. Среди аргументов против проектов вроде Genetic-test Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований приводит тот, что по отпечаткам пальцев невозможно определить даже пол человека, не говоря уже о каких-то его особенностях. Научные работы, на основе которых выданы патенты на тесты, по мнению комиссии, опубликованы в «хищных» журналах, печатающих всех желающих за деньги. Меморандум доступен на сайте комиссии. 


Один из подписавших меморандум, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин давно ведёт войну против Genetic-test. Недавно он пришёл на московский фестиваль Geek Picnic, где компания тестировала желающих, и попытался доказать собравшимся, что эта разработка не является научной. О визите Панчина в сообществе Genetic-test написали сами администраторы, заявив, что он наконец «вкусил запретный плод» и сам прошел тестирование. В беседе с корреспондентом НГС.БИЗНЕС Панчин отметил, что тест он не проходил. «Я им отпечатков не оставлял и теста не проходил. То есть они врут. Однако одна из их сотрудниц посмотрела на мои пальцы глазами и сказала, что я крутой коммуникатор», — сказал генетик. В сети есть видео, где Панчин спорит с дамой, тестирующей людей на Geek Picnic, — на нём он действительно не проходит тест, однако на видео есть склейки.


Доктор биологических наук, профессор НГУ, заведующий лабораторией Института цитологии и генетики CO РАН Павел Бородин меморандум не подписывал, однако полностью с ним согласен: 


«Это, конечно, полное шарлатанство, тут я согласен с Панчиным. Никаких оснований научных того, что они делают, нет — это чистый лохотрон и развод. 


Отпечатки пальцев — это не источник информации, абсолютно бесполезная вещь. Она действительно индивидуальна, вы действительно можете найти человека по отпечаткам пальцев, но ничего сказать о нём вы не сможете, они даже пол не определяют», — говорит Бородин. Кроме того, даже если бы этот тест был действительно связан с ДНК, это всё равно не дало бы указанной информации, отмечает ученый: «На анализе ДНК вы даже рост человека предсказать не можете. Болезни, которые предсказываются с помощью этих тестов — это редкие моногенные болезни и некоторые формы рака. Всё, что касается психологии, за исключением болезней, связанных с умственной отсталостью, — это гадание на кофейной гуще».


Учёные не помешают


Несмотря на падение продаж под натиском учёных, Андреев рук не опускает. «Мы первопроходцы, наша технология опережает время, поэтому сейчас сталкивается с таким давлением со стороны научных журналистов», — пишет молодой человек. По его словам, сейчас компания активно ищет инвестиции для выхода за рубеж, однако в какие именно страны планирует зайти Genetic-test, Андреев уточнять отказался.


«Развитие и финансирование этого проекта в России приостановлено, пока не решится ситуация с РАН. Мы не рекламируем продукт, поэтому и не продаём франшизу, занимаемся только поддержкой существующих франчайзи и решением спорных вопросов, связанных с ситуацией с РАН. Совместные исследования по дерматоглифике с институтами нам пришлось приостановить из-за недостатка финансирования. Новые продукты, которые были созданы для запуска в России, будут запускаться на других рынках», — откровенно написал основатель предприятия. 


Как именно он планирует решать ситуацию с РАН, Андреев не ответил.


Недавно он запустил новый проект — детские центры «СмартиКидс», где детей учат ментальной арифметике, — и уже называет его успешным. В этом году Андреев планирует открыть 300 таких образовательных центров, а в следующем «стать самой крупной франчайзинговой сетью детских образовательных центров в России».

Наталья Гредина
фото предоставлены компанией Genetic-test, видео Михаила Самина

Читайте также