Молодые предприниматели и стартаперы продолжают вести свои дела, несмотря на всё ещё ощутимые отголоски кризиса. Последний год был ровным и спокойным, утверждают они, однако особых всплесков не принёс — сегодня задача многих предпринимателей сохранить заработанное или хотя бы немного подрасти. В различных сферах — от IT до сыроварения — клиент ещё не готов, утверждают они, в этом году ажиотажа ждать не стоит. Тем не менее у стартаперов хватает запала и средств, чтобы пытаться предлагать рынку какие-то новые товары и услуги, подчас в ущерб собственному комфорту — аренда в последний год во многих местах повысилась и некоторым, к примеру, приходится съезжать из центра города на окраины, работать в дачных обществах и объединяться с другими мелкими бизнесменами.
Александр Моисеенко
«Мы закрыли проект "Промзона", он оказался невостребован у нас в городе. Сейчас я развиваю тематику собственной столярной мастерской, встанем на ноги через месяц и будем делать всё, как я и начинал. Я отвлёкся на обучение, мы попробовали, и в городе не пошло. К сожалению, много денег потеряли, но ладно, это опыт. Пока мы работали — никому не нужны были. Это как певец, который всю жизнь пел и никому не интересен был, только повесился — и сразу стал очень популярным. У нас так же произошло, потому что у нас уже две недели телефон разрывается. Я буду учить людей, но по индивидуальным запросам и уже за большие деньги, потому что смысла нет: зачем тратить силы и время на какие-то маленькие вещи, которые никому не нужны?» — говорит Моисеенко.
Такие индивидуальные курсы могут стоить до 100 тысяч, отмечает Моисеенко. Единственная проблема, которая может возникнуть, — воспитание конкурентов, считает столяр, но соперничества он не боится: «Конкурентный рынок — это хорошо, здоровая экономика». Сегодня проект Моисеенко во многом переключился на стройку, в частности, он занимается возведением летника для кафе «Хороший год» на Красном проспекте. И всё же делать мебель Моисеенко продолжит, но уже в новой мастерской на улице Байдукова, а не на Фабричной. «Очень надеюсь, что в ноябре у нас всё-таки появится первая линейка. Сейчас у меня мастерская поменьше, аренда подешевле, времени будет побольше и, может быть, успею сделать эту линейку. В ноябре у нас появится сайт-каталог, от интернет-магазина мы отказались», — рассказал собеседник.
Молодой человек отмечает, что мастерская займётся изготовлением готовой мебели для дома «по очень интересной цене» (теперь не только из дерева, но и из металла), но будет принимать и частные заказы. Моисеенко признаётся, что сегодня ему не хватает работников, пока что трудиться в мастерской приходится одному.
Сергей Смирнов
«Сейчас я планирую делать парочку новых приёмных пунктов и цех. Как стоял на пути развития, так и стою. Появились конкуренты, рынок однозначно начинает шевелиться. Не рынок стал больше — народ начал меняться, раньше все ходили в киоски, сейчас стараются в цивильные заведения ходить. А киоски начинают потухать, там мало работы. Нам однозначно стало работать поинтереснее, потому что моя тема — антикризисная, лучше подремонтировать, чем купить новую обувь», — рассказывает Смирнов.
По рассказам обувщика, пока что он не собирается покидать подземелье «Ройал Парка», хотя аренда со времени интервью подскочила в 1,5 раза (с 40 тысяч рублей до 60 тысяч). Летом бизнес продвигается тяжело, признаётся он: «Не сезон, все в сланцах ходят». Тем не менее к осени он планирует расширить своё присутствие на рынке — открыть пункт приема обуви в Академгородке и организовать «что-то вроде дома быта» в ТЦ «Березовая роща». «Мы хотим собрать под одним крылом химчистку, ремонт вещей и обуви, ремонт часов и телефонов, изготовление ключей — посадить всех в одном месте», — говорит Смирнов. Бизнес в Томске, по его словам, развивается гораздо тяжелее, во многом из-за того, что сам Смирнов там не бывает, а также потому, что Новосибирск «приветливее к этой услуге». Томская точка, в отличие от новосибирской, прибыли пока не несёт, признаётся Смирнов.
Татьяна Толстикова
«Трудностей невозможно избежать. Самая большая трудность — это отсутствие умелых мастеров. Мы хотим увеличивать мощности и готовы обеспечивать постоянный поток клиентов, но зарабатывать и работать у нас не любят. Мы ищем краснодеревщика и мастера по работе с металлом уже больше двух месяцев. Планы у нас грандиозные. Хочется очень много чего принести, но далеко не на всё хватает времени. Если более предметно, то мы стремимся к типизации, которая нужна для базовых заказов, чтоб сократить время расчётов и сделать мебель более доступной», — рассказывает Толстикова.
Толстикова отметила, что за последние полгода фирма расширила линейку, теперь они делают не только столики и кровати, но и офисную мебель. В планах у «Паллето» открыть интернет-магазин. Теперь стартаперы делают вещи не только из грузовых паллет, но и из дуба и ясеня. К мебели из ящиков основатели компании теперь ещё добавили конструкции из бочек: диваны, столы, барные стойки, пепельницы и раковины.
Александр Ильин
«Там, где у нас коровы стояли, мы сейчас сделали цех, полностью его переоборудовали. Докупили 17-18 голов, которые будут рожать в сентябре-октябре, сейчас у нас порядка 60 коров. Потихоньку! Тяжело, но развиваемся, держим натуральную продукцию, технолога взяли. Сыр делаем, сулугуни, йогурты, кефир. Часто точки меняли, приходилось пробовать, закрывать, сейчас около 12 точек, на обоих берегах. Кто попробовал — остаются с нами, но народу нужно дешёвое», — вздыхает Ильин.
По его мнению, народ ещё не привык к натуральному продукту; в отличие от магазинных сыров и творога, продукция Ильина время от времени меняет вкус: «Мы готовим натуральный творог, один раз готовим так, а другой получится с другим вкусом, это живой продукт. И начинают: "Вот что ты туда подкладываешь!". Обычно летом очень большой спад, народ уезжает на дачи. Мы поставили свои киоски в трёх дачных обществах, надо было как-то лето пережить, потому что спрос падает везде. Ну ничего вроде, осталось месяц продержаться», — говорит Ильин. В планах фермера — обрабатывать по 3 т молока, сейчас удаётся перерабатывать только 1,2 т.
Ильина вместе с учениками снова допустили до соревнований: «Нас трудоустроили, дисквалификация закончилась».
Алексей Пенских
«Мы сейчас остановили работу над мессенджером, по рыночным причинам, пока не понимаем, в какую сторону нам развиваться. Пока мы его не закрываем, но не развиваем и не пиарим. Сейчас занимаемся другими проектами, более исследовательскими: пишем интеллектуальных чат-ботов, которые могут общаться на естественном языке, могут предоставлять такой функционал, как поиск, бронирование билетов и так далее. То есть мы сейчас больше переключились на сервисные предложения. Сейчас развивать отдельное направление мессенджеров на рынке уже невыгодно, потому что есть крупные компании, с которыми тяжело конкурировать и которые начали предоставлять то же самое, что и мы. Пока что мы тестируем и смотрим, пока что у нас нет конечного продукта», — рассказал Пенских.
По мнению собеседника, и B2B-, и B2C-сферы пока не стремятся использовать мессенджеры для связи друг с другом. «Рынок и пользователи пока ещё не готовы, нужно время, чтобы как с сайтами и смартфонами — их же не сразу пользователи использовали. Нужно, чтобы сами технологии подтянулись и пользователь привык», — говорит стартапер. По его мнению, будущее — в диалоговых интерфейсах, когда пользователь может общаться с ботом, предлагающим услуги, на естественном языке.
Фото Ольги Бурлаковой (1, 6), Александра Ощепкова (2–4, 7), Татьяны Толстиковой (5)