Бизнес запутали в сети

Названы самые успешные в соцсетях виды бизнеса — и способы заработать во «ВКонтакте» и Instagram

Социальные сети позволяют посмотреть клиенту в глаза. Фото НГС.НОВОСТИ 
Социальные сети позволяют посмотреть клиенту в глаза. Фото НГС.НОВОСТИ 

Став частью жизни современного человека, социальные сети превратились в обязательный инструмент продвижения и для бизнеса. По данным 2ГИС, во многих сферах деятельности доля предприятий, имеющих аккаунт хотя бы в одной социальной сети, уже превышает 80 %. Однако зарегистрироваться во «ВКонтакте» или Instagram мало — нужно ещё научиться пользоваться возможностями разнообразных социальных медиа, уверены эксперты. О том, кому и как это удалось сделать, — в материале НГС.БИЗНЕС 

Всеобщая социализация 


Система справочников 2ГИС опубликовала на этой неделе исследование степени вовлечённости в социальные сети организаций, которые зарегистрированы в 2ГИС, в городах-миллионниках. Как выяснил 2ГИС, самые популярные у бизнеса социальные сети сегодня — это «ВКонтакте» (их использует 33 % от всех зарегистрированных в 2ГИС организаций из городов-миллионников), Instagram (18 %) и Facebook (13 %). Все остальные социальные медиа сильно отстают от лидеров — аккаунты в занимающем четвёртое место Twitter имеют только 5 % организаций. 


В Новосибирске больше десятка сфер бизнеса, у которых аккаунт хотя бы в одной соцсети имеют больше 80 % организаций. Если отбросить сравнительно немногочисленные сети кинотеатров (100 % которых работают с соцсетями), то самый высокий уровень «социализации», по данным 2ГИС, у организаторов квестов — здесь хотя бы один аккаунт имеют 94 %. На втором месте модельные агентства (92 %), на третьем — ночные клубы (89 %). В первую десятку также вошли: боулинги, детские лагеря, музыкальные курсы, обучение танцам, рестораны и курсы вокала.


Бизнес запутали в сети


Социальные сети — наиболее известный на текущий момент метод коммуникации с потребителями, говорит руководитель агентства «Маркетика» Сергей Вепренцев. 


Лучше всего он работает для малого бизнеса: салоны красоты, пекарни, кофейни, совместные покупки и т.д. 


Успех объясняется тем, что, как правило, группы эти ведутся собственником либо руководителем бизнеса. Им удаётся создать вокруг своей компании сообщество лояльных потребителей, которые в дальнейшем через сарафанное радио привлекают новых участников.


Даже те предприятия, которые могли бы позволить себе создание собственного сайта, порой не делают этого, поскольку в аккаунте и так можно разместить о себе всю необходимую информацию. При этом в аккаунт будут регулярно приходить люди, которые подписались на новости, — на сайт их ещё нужно заманить. Не говоря уже о том, что само по себе создание аккаунта не стоит ни копейки: в принципе его может зарегистрировать любой человек за несколько минут.


Где искать подписчиков


На начальном этапе получить их можно, заказав продвижение аккаунта в самой соцсети. На первый взгляд это не стоит больших денег, но механизм выбора пользователей, которым система предложит вашу страничку в качестве рекомендованной, непрозрачен и не всегда понятен, говорит управляющий партнер Create it group Антон Удодов. «Вы можете купить 30 тысяч показов, но часть их увидят пользователи из других городов, которые вряд ли когда-то станут клиентами компании в Новосибирске. 


Для того чтобы аккаунт работал, его подписчикам должно быть действительно интересно то, что в нём происходит. Дело в том, что соцсети сегодня показывают пользователю далеко не всё то, на что он подписался», — отмечает Антон Удодов. Специальные алгоритмы подбирают темы и пользователей, на которых он чаще откликается. Это заметно даже по ленте друзей (то есть обычных, не коммерческих пользователей). Для бизнес-аккаунтов ситуация ещё хуже.


Самыми популярными социальными сетями остаются «ВКонтакте» и Instagram. Фото Стаса Сколова
Самыми популярными социальными сетями остаются «ВКонтакте» и Instagram. Фото Стаса Сколова

«Соцсети пытаются отсекать контент, который их алгоритмы определяют как коммерческий, чтобы заставить создавшие их компании постоянно платить за продвижение», — говорит Удодов. В Новосибирске минимальный бюджет такого поддерживающего продвижения составляет порядка 10 тысяч рублей в месяц, говорит эксперт. И эти деньги придётся заплатить только за то, чтобы ваши посты продолжали видеть даже те люди, которые на вас уже подписались. 


Чтобы привлечь внимание к своему товару или услуге либо бренду, используются платные публикации в различных тематических пабликах. Как правило, публикация анонсирует какое-либо событие: конкурс, мероприятие, акцию и т.д., говорит Сергей Вепренцев. Стоимость такой публикации зависит от популярности конкретной группы и в Новосибирске она колеблется от 200 рублей до 15 000 рублей за один пост, говорит эксперт. За эти деньги вы получаете возможность попасть в ленту новостей подписчиков паблика и донести им свою информацию. Наиболее активно этот метод используется «ВКонтакте» и в «Инстаграме».


Как удержать внимание


Разумеется, одними расходами на продвижение не обойтись — коммерческий аккаунт должен быть интересным. В идеале пользователи должны подписываться на него не столько затем, чтобы узнать об услугах компании, а просто потому, что его интересно читать. 


Выкладывать новую информацию в соцсети эксперты советуют регулярно. Фото Ольги Бурлаковой
Выкладывать новую информацию в соцсети эксперты советуют регулярно. Фото Ольги Бурлаковой

Стоимость создания и ведения сообществ начинается от 5–10 тысяч в месяц (у студентов и начинающих фрилансеров) и может доходить до сотен тысяч рублей, говорит Вепренцев. На стоимость влияет количество соцсетей, требования к ведению сообществ, требования к скорости реакции на посты пользователей и т.д. 


При всей внешней простоте, ведение аккаунта — задача, требующая знаний и опыта сразу в нескольких разных сферах, считает управляющий партнер Create It Group Наталья Богатова. Если этим занимается один человек, то он должен уметь коротко и ярко писать, хорошо фотографировать (или хотя бы понимать, что такое хорошая фотография), разбираться в дизайне и уметь в принципе выстраивать отношения с подписчиками.


Важно, говорит Удодов, чтобы информация в паблике появлялась регулярно и была бы привязана к интересам целевой аудитории. Наиболее успешные группы не ограничиваются какими-то предсказуемыми событиями вроде праздников и смены времен года, а оперативно подхватывают какие-то широко обсуждаемые новости, делая их темой для шуток, смешных картинок или тестов, которые позволяют привлечь новую аудиторию и удержать внимание существующей.


Здесь, правда, тоже нужно понимать то, как сама сеть работает, указывает Антон Удодов. В том же «Инстаграме», который сейчас набирает всё большую популярность, распространённой ошибкой являются посты с большим количеством текста. Компанию можно понять — она пытается донести своим постом максимум информации. 


Однако алгоритмы «Инстаграма» сейчас выстроены так, чтобы способствовать продвижению именно картинок и видео. 


И если система видит, что у поста много текста (или, что ещё хуже, много текста прямо на изображении) она также начинает показывать его реже.


Лидеры мнений


Отдельным направлением при управлении соцсетью эксперты называют работу с так называемыми лидерами мнений. Это могут быть и те пользователи, для которых посты в социальной сети — это средство к существованию, и просто популярные в сетевом мире личности. 


Популярные пользователи могут быть готовы заниматься продвижением компании, которая их пригласила, просто «за еду». Фото Стаса Соколова
Популярные пользователи могут быть готовы заниматься продвижением компании, которая их пригласила, просто «за еду». Фото Стаса Соколова

В некоторых случаях это вообще единственный возможный канал продвижения, указывает управляющий партнер маркетингового агентства «Команда А» Анна Динельт. Например, запрет рекламы алкоголя делает компании в социальных медиа фактически единственным инструментом продвижения для производителей пива, вина и более крепких напитков. В качестве примеров Динельт приводит кампании по продвижению фестиваля крафтового пива и целого ряда пивоварен, которые проводились практически полностью в социальных сетях. 


Но если таким мероприятием удастся заинтересовать достаточное количество популярных пользователей, то информация о нём разойдётся среди целевой аудитории даже лучше, чем в случае с прямой рекламой.


Этот рынок только формируется, отмечает Вепренцев. Есть те, кто готовы размещать рекламу «за идею» (если она «прикольная»), есть те, кто готов писать тексты и снимать видео «за еду» (например, сделать материал про ресторан, если он будет приглашён на бесплатный ужин), и есть коммерческие блогеры, которые пишут у себя рекламные материалы только за деньги, рассказывает эксперт. 


По его словам, топовые блогеры в Сибири сегодня могут стоить рекламодателю десятки тысяч рублей только за одно упоминание у себя в блоге.


Что делать с негативом


Главное преимущество и одновременно главная сложность работы в соцсетях — это возможность прямого и моментального контакта с самой широкой и порой непредсказуемой аудиторией. В любой момент в бизнес-аккаунте может появиться обиженный клиент, конкурент или просто «тролль», который напишет о компании гадости, предупреждает Наталья Богатова. И чтобы негативная информация не вредила репутации, нужно с ней уметь оперативно работать. 


С каждым таким комментатором нужно связаться, чтобы понять, насколько обоснованна претензия. И если человек не идёт на контакт или не готов предоставить никаких подтверждений предъявленным обвинениям, то комментарий можно просто удалить. Антон Удодов говорит, что удаление негативных комментариев возможно даже в чужих сетях и сообществах. Скажем, у предпринимателей больше всего претензий вызывает сервис отзывов «Фламп». «Но если там видят, что сразу несколько негативных комментариев отправлены с одного IP-адреса, то могут их удалить тоже. У нас такие примеры были», — говорит эксперт.


При всей эффективности отдельных кампаний Анна Динельт предостерегает не полагаться исключительно на SMM, а использовать его в комплексе с другими (в том числе традиционными) способами продвижения. «Это важный, но не универсальный инструмент. Но именно он позволяет выстраивать коммуникации с выбранной целевой аудиторией», — говорит Динельт.

Стас Соколов
Фото НГС.НОВОСТИ (1), 2ГИС (2), автора (3, 5) Ольги Бурлаковой (4)

Читайте также