Горшочек, навари

Сибирячка придумала горшок с защёлками, который хотят сотни клиентов, — идея обошлась ей в миллион

Ольга Путилина решила зарабатывать на открыточных кашпо 
Ольга Путилина решила зарабатывать на открыточных кашпо 

После всплеска конкуренции на event-рынке сибирячка Ольга Путилина решила оставить этот бизнес и занялась изготовлением поздравительных кашпо. Изобретение настолько понравилось горожанам, что без каких-либо вложений в рекламу эти сувениры сегодня расходятся каждый месяц в сотни рук. Команда Ольги долго боролась за идеальную пресс-форму горшка — им понадобился целый год и миллион рублей, чтобы удачно стартовать. Теперь компания планирует продвигаться на рынке, который сама же изобрела, а в следующем году запустить франшизы по всей стране. НГС.БИЗНЕС расспросил у Путилиной, как складывался бой за идеальный пластик и почему этот бизнес оказался интереснее, чем организация праздников. 

Бренд «СМиУЛ» зародился в январе 2015 года. Тогда жительница Новосибирска Ольга Путилина с коллегами работала в агентстве праздников, но рынок начал меняться, и компаньоны стали искать новую нишу для развития. «Я всегда в работе старалась дарить людям позитивные эмоции, но тогда мы уже немного выросли из праздников, на рынок пришли молодые конкуренты, и мы решили переквалифицироваться. Но при этом остаться в том же формате и сохранить позитивные эмоции», — вспоминает девушка. Коллеги долго думали над тем, что предложить рынку, и решили зарабатывать на подарках. «Мы начали думать, что самые популярные подарки — это цветы, фоторамка и открытка. В итоге решили объединить это всё в единое нечто. Долго думали и рисовали, в итоге у нас появился СМиУЛ», — рассказывает Ольга Путилина.


Изначально предприниматели хотели делать только кашпо с портретами, однако потом поняли, что их возможности гораздо шире
Изначально предприниматели хотели делать только кашпо с портретами, однако потом поняли, что их возможности гораздо шире


По сути, СМиУЛ (расшифровывается как «смотри и улыбайся») — это пластиковый горшочек высотой 15 сантиметров, в корпус которого можно вставить любое изображение, а в сам горшок поместить букет из цветов или чего-нибудь съедобного. Сегодня компания Путилиной изготавливает сами хитрые горшки, занимается дизайном открыток и букетов, а также продает смиулы в другие города. 


Главная особенность кашпо-открытки — это конструкция, которую, как утверждает Путилина, до новосибирской компании не делал ещё никто. В прозрачную ёмкость помещают декоративный вкладыш, а сверху вставляют ещё один горшок, поменьше, который защёлкивается с первым так, что конструкция становится «относительно герметичной» и вода, если она предполагается в композиции, не попадает на бумагу. «Мы специально разработали этот замок, чтобы всё держалось. У нас защищена торговая марка, нам одобрили полезную модель, будем получать патент скоро», — рассказывает Ольга. 


По желанию клиента послание для тёщи можно оформить иначе
По желанию клиента послание для тёщи можно оформить иначе

Команда потратила год, чтобы сделать этот герметичный горшок: первый образец был получен только в феврале 2016-го. Всё это время ушло на разработку правильной пресс-формы, в которой сегодня отливают заготовки для сувениров, арендуя специальный станок на заводе. «Сделать собственную пресс-форму было очень сложно и тяжело, мы почти год боролись за неё с производителем. Первый вариант не получился, пластик был слишком тонкий. Потом пластик вроде получился — 10 штук нам сделали, но произошёл технологический сбой, и снова [всё было] неправильно», — вспоминает Путилина. Но изготовители нашли баланс, и с зимы 2016 года модель горшка не менялась.


Первоначальные вложения в разработку и изготовление пресс-формы, регистрацию торговой марки, патент, создание линейки и дизайн составили около миллиона рублей, рассказывает собеседница. 


Вернуть эти деньги у «СМиУЛа» пока не получилось, выйти в плюс Путилина планирует в середине следующего года — после продаж новогодних горшочков и коллекций к весенним праздникам.


Ольга говорит, что сегодня только 30% клиентов заказывают стандартные смиулы из меню, чаще же покупатели просят собственный дизайн и наполнение. Тем не менее компания разработала несколько десятков универсальных горшков. Самый дешёвый из них, судя по данным сайта, стоит 990 рублей (композиция с печеньем в форме поцелуев и звёзд к 23 февраля с текстом «Для любимого защитника»), самый дорогой — 2150 рублей (смиул с печеньем в форме сердечек в подарок маме на день рождения). 


Кроме того, компания продаёт горшочки без наполнения (они стоят 390 рублей), а также предлагает услугу — собрать букет из алкогольных миниатюр, которые, правда, должен купить сам клиент, потому что «СМиУЛ» торговать алкоголем не может (около 850 рублей).


В корпоративном секторе производитель сувениров видит большие перспективы 
В корпоративном секторе производитель сувениров видит большие перспективы 

Количество заказов сильно зависит от сезона, признаётся предприниматель, летом спрос не слишком велик. Тем не менее компании удаётся привлекать клиентов без каких-либо вложений в рекламу: только благодаря сарафанному радио за поздравительными горшками приходят до 200 клиентов в месяц, рассказывает собеседница. «Мы прирастаем каждый месяц на 50–100% по количеству заказов. <…> Сейчас пошла хорошая тенденция — уже интересуются другие города, у нас уже около десяти партнёров, и Москва, и Омск, и Кемерово, в Оренбург вчера посылка пришла, в Краснодар», —  перечисляет Ольга Путилина. В следующем году, если получится отладить все процессы в Новосибирске, компания планирует заняться продажей франшиз. 


И хотя прибыли в компании ещё нет, первыми результатами предприниматель очень довольна. «Я вижу колоссальные перспективы, раз пошла такая раскачка, даже в других городах, без рекламы. <…>  Ёмкость новосибирского рынка большая, для начала нам пришлось его создать, в этом была сложность, чтобы люди про нас узнали. <…> Здесь огромный спектр — мы можем работать и с фотографами, которые как сувениры это предоставляют, и с корпоративными клиентами, которые будут украшать офисы», — объясняет Ольга. Кроме того, в будущем году в продаже должны появиться смиулы поменьше.


70% клиентов хотят смиул с оригинальным дизайном
70% клиентов хотят смиул с оригинальным дизайном


По мнению Ольги Путилиной, эти сувениры так нравятся людям, потому что они позволяют подойти к подарку творчески и сделать его интересным для каждого клиента. «Мы изобрели продукт, который можно сделать очень адресным и точечным подарком для любого. Например, мы пишем на нём "Ты особенная, потому что мама" — и цветы в нём смотрятся уже совершенно иначе. Если это подарок для бабушки, с одной стороны надпись "Ты самая лучшая в мире бабушка", а с другой фотографии внуков. Это очень трогательно — бабушки такие смиулы просто зацеловывают, они стоят на самом видном месте, в самом почётном углу. Вроде бы это просто кашпо, но на нём написано что-то, что знаешь только ты и тот, кому ты его даришь, в этом главная "фишка"», — считает девушка. 


В прошлый раз НГС.БИЗНЕС рассказывал о другом сервисе с горшочками: студентка открыла своё дело, предложив новосибирцам дарить не печенье, а хищных монстров.

Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook, чтобы не пропустить самые важные события, фото и видео дня.

Наталья Гредина
Фото со страницы vk.com/smiul 

Читайте также