С начала года новосибирцы гораздо чаще стали жаловаться на банки. Только за два первых месяца этого года в Роспотребнадзор поступило уже 50 обращений, и число их постоянно растет. Чтобы облегчить себе работу, чиновники даже ввели новую форму работы — «расширенные приемы граждан», на которых недовольные клиенты банков имеют возможность обсудить свои проблемы с «обидчиком» напрямую, при содействии специалистов контролирующей организации. На одном из таких приемов побывал корреспондент НГС.БИЗНЕС.
«Пять лет назад моему мужу-алкоголику прямо на улице мошенники предложили «заработать», и за 500 рублей оформили на его паспорт кредит размером 30 тыс. рублей, купив в небольшом магазине в Академгородке компьютер», — рассказывает клиент одного из федеральных банков Татьяна Иванова (фамилия изменена). В качестве документа о доходе банк принял мятую бумажку с текстом, написанным от руки. Муж Ивановой продолжает пить, а долг уже превысил 100 тысяч рублей, и что делать с этим долгом, незадачливый заемщик не знает.
По информации главного специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по НСО Ульяны Захаровой, чаще всего клиенты новосибирских банков недовольны взиманием комиссии за открытие и ведение ссудного счета, попытками навязать дополнительные услуги при выдаче кредита, а также стремлением банка обеспечить себе возможность менять условия договора по своему разумению в связи с изменениями на рынке. Ко всему прочему, при попытке защитить свои интересы в суде многие клиенты банков обнаруживают, что банк их пытается принудить вести тяжбы по месту регистрации головного офиса банка (то есть, как правило, в Москве).
Как отмечают в Роспотребнадзоре, подобные условия договора являются незаконными. «Согласно п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора», — гласит заключение специалистов Роспотребнадзора.
Тем, кто уже задолжал кредитной организации пени, в Роспотребнадзоре посоветовали помнить о том, что угрозы банка или коллекторских агентств являются противоправным действием.
«В таких случаях следует обращаться в милицию. Следует помнить, что только суд может обязать выплачивать банку какие-либо денежные средства. А решение суда исполняют судебные приставы», — отмечают в пресс-службе ведомства.
В отношениях «заемщик – банк» Роспотребнадзор отводит себе роль арбитра, отмечает Ульяна Захарова. Для того чтобы в ведомстве занялись конкретной ситуацией, необходимо письменное обращение гражданина, которое должно быть рассмотрено не позже чем через 30 дней, в течение которых специалисты Роспотребнадзора анализируют ситуацию и консультируют заемщика относительно его прав. В случае вины банка проводится внеплановая проверка и выносятся постановления об изменении условий договора. При необходимости ведомство защищает свое решение в судах.
В отчетах ведомства о контрольно-надзорных мероприятиях в 2009 году фигурируют: МДМ Банк, Балтийский Банк, НОМОС-БАНК, банк «Левобережный», БКС Банк, Банк Алемар, КБ «Белон» и Русфинанс Банк.
В «расширенном приеме граждан» на прошлой неделе участвовали представители новосибирского Сбербанка России и МДМ Банка, встретившиеся со своими недовольными клиентами в присутствии контролирующих органов. В Роспотребнадзоре обещают пригласить для бесед с клиентами представителей и других банков.
Марк Волков