Билет на вертолет

 УСЛУГИ И ТУРИЗМ
В Новосибирске начала работать школа, где можно получить права пилота или просто посмотреть на город с высоты
Сергей Пискунов
Сергей Пискунов
В Новосибирске открылась школа для подготовки частных пилотов на вертолеты. Воплощать детские мечты о полетах взялся профессиональный вертолетчик Сергей Пискунов, оборудовав вертолетную площадку на ОбьГЭС. Трюк с открыванием бутылки с помощью шасси вертолета Robinson-44 в исполнении Сергея Пискунова можно посмотреть на YouTube, а корреспондент НГС.БИЗНЕС побеседовала с ним о летной школе, вертолетных прогулках и других способах заработать на мечтах о небе.

Справка: Пискунов Сергей Александрович — гендиректор компании «Динамика». Начал увлекаться полетами с восьмого класса, когда в 1977 году в Академгородке усилиями сотрудника Института теоретической и прикладной механики СО РАН Валерия Рыцарева была открыта юношеская планерная школа. Затем были полеты в аэроклубе на планерах «Бланик», в учебных авиацентрах на Ми-1 в Бердске, Ми-4 в Бузулуке, а уже в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков он проходил летную подготовку на вертолете Ми-8. После окончания училища был распределен в отдельную авиаэскадрилью Восточного пограничного округа. Летал на вертолетах Ми-8 и Ми-24. Ветеран Афганистана, имеет 187 боевых вылетов.

Вы открыли первую в Новосибирске вертолетную школу для частных пилотов. Как вам это удалось?

Да, у компании «Динамика» есть «Летная школа по подготовке частных пилотов». В новом формате она работает недавно, хотя этой деятельностью мы занимаемся с начала 90-х годов. Долгое время в России не было нормативных документов, регламентирующих деятельность авиации общего назначения (АОН).

Раньше если у человека даже был бюджет и он мог приобрести воздушное судно, то летать он по закону не мог. У нас просто не было организации, которая бы могла выдать свидетельство о годности воздушного судна. Такой правовой вакуум у нас был вплоть до 1 ноября 2010 года, пока не ввели федеральные авиационные правила по нормативным документам на воздушные суда и использование воздушного пространства.

Сегодня можно приобрести воздушное судно, в законном порядке его зарегистрировать, потом получить свидетельство о годности воздушного судна и пройти подготовку в частной летной школе, в данном случае у нас, если это касается вертолетов.

Где базируется ваша школа? Как проходит обучение?

Мы зарегистрировали вертолетную площадку, которая называется «ОбьГЭС». Находится в районе поселка Левый Берег. Подготовка частных пилотов состоит из трех этапов, первый из которых — медицинская комиссия, и она чуть сложнее, чем на автомобиль. Дальше в течение трех недель идет теоретическая подготовка. В Новосибирске есть центр подготовки специалистов авиационного персонала, там слушатели проходят такие теоретические дисциплины, как аэродинамика, метеорология, вертолетовождение, конструкция вертолета и двигателя.

А у нас слушатели уже проходят наземную и тренажную подготовку к выполнению полетов и сами полеты. Слушатель должен налетать не меньше 42 часов, из которых где-то 4 часа требуется для того чтобы научиться взлетать, зависать и держать вертолет на высоте 2–3 м над землей. Далее необходимо научиться летать по так называемой коробочке, когда вертолет взлетает, набирает высоту 200 метров и делает прямоугольный полет в районе площадки.

Вертолетное сообщение не требует сложной инфраструктуры
Вертолетное сообщение не требует сложной инфраструктуры

После налета 14–15 часов слушатель уже в принципе может самостоятельно взлетать, делать полет по кругу и садиться. И дальше около 30 часов — это учебные полеты по маршруту. Допустим, взлетели с ОбьГЭСа и полетели в Барнаул или в Чемал, кстати, там у нас есть возможность приземлиться на посадочной площадке и заправить топливом вертолет. После окончания летной практики мы оформляем документы, необходимые для получения удостоверения частного пилота, и направляем их в территориальную квалификационную комиссию. Члены комиссии рассматривают правильность оформления всех документов и на этом основании выдают вам заветное удостоверение пилота.

Вы арендуете вертолеты или у вас собственные машины? Сколько у вас пилотов?

Мы являемся вертолетным оператором. Я решил, что лучше создавать инфраструктуру, делать сеть посадочных площадок, а потом зарабатывать на предоставлении мест стоянок для частных пилотов, ведь им же нужно где-то базироваться. У школы два вертолета Robinson-44. Мы их арендуем. То же и с пилотами, конкретно у нас два пилота, а привлекаем мы около 10.

Сколько стоит сейчас выучиться на частного пилота?

Стоимость летного часа на сегодняшний день — 25 тысяч. Умножаем на 42 часа, получается 1 миллион 50 тысяч, плюс 22 тысячи теория и плюс еще где-то около 3 тысяч за медкомиссию. Итого — 1 миллион 75 тысяч. Цена высокая. Но если посмотреть в пропорции, подготовка на вождение автомобиля стоит около 5% от цены машины, скажем, в 600 тысяч, а новый вертолет Robinson-44 — самый популярный для новичков — стоит 20 млн руб. Те же самые 5 % примерно и получаются.

Много ли у вас было учеников?

За все время работы слушателей было всего около 30, а если конкретно за последнее время, с ноября, — 5–6 человек. У нас из Красноярска зимой прошел подготовку слушатель, который сразу решил приобрести новый вертолет «Робинсон-44». Сейчас уже комплектацию заказал, и ему вертолет на заводе готовят. Думаю, что где-то через месяц он его получит.

Помимо летной школы чем еще вы занимаетесь?

Моя позиция на сегодняшний день такая: есть вертолетные компании, которые продают конкретные модели вертолетов, а это две-три модели, моя же задача — ознакомить потенциального покупателя со всеми типами вертолетов, которые имеются на российском рынке. Предложить на выбор все типы, которые предлагают на продажу, так как я лично знаком со всеми вертолетными дилерами России. Потом возникают вопросы: где ставить вертолет, как построить ангар, как организовать полеты. Ведь на первом этапе нужно пригласить профессионального пилота, инженера, оформлять документы, формуляры, через каждые 50 часов делаются регламентные работы. Даже если вы налетали 42 часа, это еще не говорит о том, что вы сели и полетели, куда захотели. Надо минимум 150 часов налетать, а это 2–2,5 года полетов. Это некий комплекс работ, которые кто-то должен делать. Вот мы этим и занимаемся.

Машины марки Robinson по размеру сопоставимы с легковым автомобилем
Машины марки Robinson по размеру сопоставимы с легковым автомобилем

Вы предлагаете услуги авиатакси, сколько может стоить такая поездка?

Авиатакси — это когда вы позвонили и сказали, что вам с ОбьГЭСа нужно перелететь, к примеру, в Белокуриху. И вы должны этот рейс выполнить. Ну зачем нам сейчас специально держать вертолет и сидеть ждать, когда нам кто-то позвонит. Мы делаем по-другому. Выбираем один маршрут, например, от ОбьГЭСа до карьера Борок и обратно. Объявляем прогулочные полеты. Мы выписываем билет, как в любой другой коммерческой авиакомпании, клиенты приезжают, садятся по этому билету. До карьера Борок — пять минут, еще пять минут обратно. Вид потрясающий. Robinson вмещает трех пассажиров. За 10 минут полета — 2000 с человека.

Вот летом, я думаю, найдутся желающие слетать в Горный Алтай или в Белокуриху, в авиации это называется чартерный рейс.

Зимой такой полет можно совершить?

Да. Вертолет может летать до минус 25, при такой температуре в нем тепло и комфортно.

Как вы планируете развивать бизнес?

В Новосибирске должно быть очень много вертолетных посадочных площадок. Мы их создадим по розе ветров. Также недалеко от Новосибирска делаем сейчас посадочные площадки для эксплуатации легких самолетов.

А где конкретно они будут размещаться?

Это пока секрет. Процесс поиска и согласования земельных участков может занять до полугода. Поэтому я, зная об этом, одновременно начал заниматься пятью посадочными площадками для самолетов и где-то десятью посадочным площадками для вертолетов. Первые положительные результаты уже имеются. Рынок легкой авиации настолько объемен, что мы сейчас находимся в самом начале развития частной авиации.

Елена Воробьева
Фото автора (1, 3), Стаса Соколова (2, 4)

Прочтений: 26 584

Читайте также