NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

1 м/c,

сев.

758мм 74%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Бизнес Экономика мнение Вторая волна эвакуации

Вторая волна эвакуации

Как крупнейшие торговые сети спасаются от западных ценовых войн в уютной и безопасной Сибири

В 1941 году советское правительство, чтобы спасти драгоценные производственные мощности, приняло единственно возможное решение об эвакуации заводов и фабрик вглубь страны. Так началось стремительное развитие промышленных центров, включая сибирские города. Спустя более чем полвека крупнейшие федеральные и транснациональные ритейлеры вынуждены повторить этот путь — во глубину сибирских руд их гонит стремление спасти стремительно падающие в обжитой Европе и в российских столицах доходы от нападок конкурентов и ценовых войн.

О том, какими могут быть гримасы конкурентной экономики, я узнала в начале 90-х от Эфраима Севелы. Дело происходило в Нью-Йорке. Приятеля Севелы позвали поработать продавцом в рыбный магазин. Главным условием трудоустройства являлось из рук вон плохое обслуживание — с тем, чтобы все покупатели отправлялись в лавку, расположенную неподалеку. Разгадка состоит в том, что долгое время оба магазина конкурировали не на жизнь, а на смерть. В конце концов, хозяин одного из них сдался и продал свой бизнес конкуренту. Новый собственник не стал закрывать или переформатировать магазин, а решил закрыть полностью «рыбную нишу» в районе.

Это было тогда, а сейчас мое воображение потрясают рассказы друзей, вернувшихся из Европы. Народ показывает купленную там одежду и обувь, предметы интерьера и косметику, причем — за сущие копейки. Буквально пару недель назад мой товарищ, вернувшись из поездки в Португалию, привез отличное зелёное вино. Сколько, как думаете, оно стоит в местном гипермаркете? 3,5 (три с половиной) евро за бутылку. В Сибири аналогичный продукт продается от 30 евро.

В России, особенно в столицах, ритейлеры уже вкусили все прелести конкурентной торговли. Тот факт, что в маленьком таежном городке молоко, макароны и творог подчас стоят дороже, чем в московском (питерском, казанском) магазине — во многом объясняется именно расцветом торговли, присущим мегаполисам. А для самих розничных сетей бурное развитие на небольшой территории оборачивается снижением цен и сокращением доходов. Следующим шагом становятся ценовые войны.

Даже крупнейшие российские сети фиксируют снижение доходов из-за ценовой политики. Так, сеть X5 Retail Group сообщила, что за первый квартал этого года валовая рентабельность снизилась до 24 %. Одной из причин стали различные акции и распродажи, направленные на привлечение покупателей в магазины «Перекресток» и «Карусель».

Но в РФ ритейлеры не доводят дело до войн. Зачем, если вместо этого можно отправиться покорять регионы. Протяженность России такова, что населенные пункты, ускользнувшие от внимания крупных розничных сетей, найдутся всегда. В отличие от других стран, скажем, Польши или Турции. Правда, поход в российские регионы оборачивается дополнительными издержками, но эти затраты в конце концов окупаются.

Стандартный план на город-миллионник для продовольственного ритейлера — один, редко два и более магазинов. Поэтому в Новосибирске уже присутствуют такие гиганты, как «Ашан», ИКЕА и «Медиамаркт». О своих планах заявили такие гиганты, как «Макдональдс», Carrefour и Spar.

Казалось бы, зачем ритейлерам идти в Сибирь? Далеко, холодно, затратно. Строительство одного только склада оборачивается сотнями миллионов рублей, не говоря уж о создании торговых объектов и взаимоотношениях с местным чиновничеством. Но, получается, что лучше риски экспансии, чем снижение цен, доходов и, о ужас, — ценовые войны.

Фото Стаса Соколова

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления