Спекулянты против Duty Free – Яна Янушкевич, НГС.БИЗНЕС Новосибирск
Экономикас Яной Янушкевич

Спекулянты против Duty Free

Как розница продаёт вполовину больше крепкого алкоголя, чем официально производится в стране

Что привозят нам в подарок школьные друзья из Казахстана (помимо шоколада «Рахат»)? Водку или коньяк местного разлива. И то и другое — гадость, честно говоря, неимоверная. Но цены-то какие! В разы ниже, чем у нас. Оборотистые люди уже давно делают свой маленький бизнес, курсируя на стареньких «жигулях» между приграничными селениями. Пара хóдок в день, и можно немножко жить.

Мелкие торговцы — единственные, кто выиграл от попыток государства навести порядок на алкогольном рынке. Всем остальным стало только хуже. Из-за ужесточения процедуры выдачи лицензий количество производителей сократилось. Те, кто выжил, сокращают объемы производства. А потребители пьют по-прежнему — через торговые сети продается больше алкоголя, нежели его производят.

По данным новосибирского минфина, региональный бюджет по итогам 2014 года недополучит около 3 млрд руб. от акцизов на алкоголь. Для дефицитного бюджета небогатого региона это довольно чувствительная потеря. К слову, Новосибирский регион не единственный, кто не досчитался налоговых поступлений.

Налогов меньше, потому что крупные предприятия не спешат наращивать объемы производства. Вроде — самый момент работать, ведь мелкие и прочие «неблагонадежные» игроки исчезли с рынка, но на деле происходит наоборот. В 2012 году в целом по РФ было выпущено 107 млн декалитров крепкого алкоголя, в 2013-м — 94 млн дал. Крупнейший региональный холдинг «Сибирский деловой союз» озвучил цифры, по которым с начала 2014 года производство на четырех местных заводах упало на 35 %.

В своих бедах производители винят высокие акцизы. Они повышаются не первый год и только с начала этого года выросли на 25 %. Государство вроде услышало производителей и рассматривает возможность заморозки акцизов в течение 2015–2016 годов, а в 2017-м рост составит не более 5 %. Но даже при такой системе минимальная цена легальной водки, по подсчетам «Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя», составит более 300 руб., и значит, будет малодоступной для значительной части населения.

Любопытно, что в рознице за 2012 и 2013 годы было продано соответственно 150 и 135 млн дал, что превышает выпуск более чем на 40 млн дал. Рост нелегального рынка возобновился в 2013 году — оживились производители фальсификатов и те, кто выпускает продукцию без акцизного сбора. По данным «Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя», неучтенная продукция в общем объеме потребляемого крепкого алкоголя занимает около 55 %, из них 35 % приходится на нелегальную водку и 20 % — на суррогаты. Таким образом, удорожание крепкого легального алкоголя стимулирует приток неучтенной продукции.

От контрафакта страдают и импортные производители. По данным ЦИФФРА, в России за последние несколько лет увеличились объемы подделок известных импортных брендов.Так, доля поддельного виски выросла с 10 % (уровень 2009–2010 годов) до 20 %. Прежде проблема контрафакта так остро стояла только на рынке водки.

Повышение акцизов в конечном итоге оплачиваем мы с вами. И сейчас при покупке в рознице бутылки крепкого алкоголя у нас всего 5-6 шансов из 10, чтобы не отравиться. «Повышение ставки акциза, конечно, должно сопровождаться повышением эффективности администрирования рынка, в том числе в части розничных продаж», — замечает аналитик УК «Финам Менежмент» Максим Клягин.

Но администрировать местную розницу — дело неблагодарное. Гораздо лучше писать жалобные письма в правительство. Например, такой путь выбрал врио президента Башкирии Рустэм Хамитов. Он обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением «…запретить физлицам ввозить в Россию свыше 3 л алкоголя на человека, в том числе из Казахстана и Белоруссии». Чиновник уверен, что на фоне роста цен и акцизов на крепкий алкоголь именно они, спекулянты, не дают зарабатывать крупным отечественным предприятиям.

А кто же еще.

Фото РИА Новости, Валерий Мельников

Мнение автора в разделе «Авторские колонки» может не совпадать с позицией редакции.

Прочтений: 9 396
Николай 01 ноя 2014в12:38 "Что привозят нам в подарок школьные друзья из Казахстана (помимо шоколада «Рахат»)? Водку или коньяк местного разлива. И то, и другое — гадость, честно говоря, неимоверная."
Я бы не стал так говорить, не зная предмета разговора. Работаем с партнерами из Казахстана, и часто в дар получаем коньяк и водку, произведенные у них. Несколько раз покупали ящиками. Ни разу не нарывались на фальсификат.
Ice_coffee 02 ноя 2014в01:12 "Что привозят нам в подарок школьные друзья из Казахстана (помимо шоколада «Рахат»)? Водку или коньяк местного разлива. И то и другое - гадость, честно говоря, неимоверная"

Как мило ))
Т.е. автор утверждает, что казахстанские винзаводы производят гадость? ))
Не знаю как насчет водки (не употреблял ни разу в жизни), но коньяк Номад 5* весьма неплох. Тем более что виноматериал для коньяков в Казахстан поступает с Кавказа.

Автору советую прорабатывать тематику статьи тщательнее, прежде чем писать такие опусы.
Хорошо что еще шоколад фабрик "Рахат" и "Баян Сулу" не назвала гадостью )))
Бендер Задунайский 02 ноя 2014в13:11 Он и не говорит - фальсификат. Он говорит - "гадость неимоверная". Псевдоконьяк, даже выпущенный на официальной линии - не становится от этого хорошим напитком. Согласен с автором - реально гадость, и к настоящему бренди отношения не имеет. А в народе пользуется популярностью только из-за цены.
Николай 01 ноя 2014в12:38 "Что привозят нам в подарок школьные друзья из Казахстана (помимо шоколада «Рахат»)? Водку или коньяк местного разлива. И то, и другое — гадость, честно говоря, неимоверная."
Я бы не стал так говорить, не зная предмета разговора. Работаем с партнерами из Казахстана, и часто в дар получаем коньяк и водку, произведенные у них. Несколько раз покупали ящиками. Ни разу не нарывались на фальсификат.
Ice_coffee 02 ноя 2014в01:12 "Что привозят нам в подарок школьные друзья из Казахстана (помимо шоколада «Рахат»)? Водку или коньяк местного разлива. И то и другое - гадость, честно говоря, неимоверная"

Как мило ))
Т.е. автор утверждает, что казахстанские винзаводы производят гадость? ))
Не знаю как насчет водки (не употреблял ни разу в жизни), но коньяк Номад 5* весьма неплох. Тем более что виноматериал для коньяков в Казахстан поступает с Кавказа.

Автору советую прорабатывать тематику статьи тщательнее, прежде чем писать такие опусы.
Хорошо что еще шоколад фабрик "Рахат" и "Баян Сулу" не назвала гадостью )))
Самый Анонимный пользователь 05 ноя 2014в17:07 может водка из казахтана и "гадость неимоверная", но она не хуже российской водки, которая в 3 раза дороже. с коньяком та же ситуация, понятно с белугой или с финляндией её не сравнить, но со средним ценовым сегметном вполне можно
finn 06 ноя 2014в09:00 "Коньяк бывает питьевой и технический" (С) Питьевой - он во Франции делается, все остальное - от лукавого. Про водку ничего не могу сказать - она вся гадость, и дешевая и дорогая.
нео 10 ноя 2014в17:29 коньяк бывает только французский и шампанское только из провинции шампань.
вафля 11 ноя 2014в11:48 а мне казалось, что коньяк бывает только армянский, ну а шампанское, действительно из шампани.
Николай 01 ноя 2014в12:38 "Что привозят нам в подарок школьные друзья из Казахстана (помимо шоколада «Рахат»)? Водку или коньяк местного разлива. И то, и другое — гадость, честно говоря, неимоверная."
Я бы не стал так говорить, не зная предмета разговора. Работаем с партнерами из Казахстана, и часто в дар получаем коньяк и водку, произведенные у них. Несколько раз покупали ящиками. Ни разу не нарывались на фальсификат.
4 ответа
finn 06 ноя 2014в09:00 "Коньяк бывает питьевой и технический" (С) Питьевой - он во Франции делается, все остальное - от лукавого. Про водку ничего не могу сказать - она вся гадость, и дешевая и дорогая.3 ответа
Бендер Задунайский 02 ноя 2014в13:11 Он и не говорит - фальсификат. Он говорит - "гадость неимоверная". Псевдоконьяк, даже выпущенный на официальной линии - не становится от этого хорошим напитком. Согласен с автором - реально гадость, и к настоящему бренди отношения не имеет. А в народе пользуется популярностью только из-за цены.3 ответа
Все комментарииПравила комментирования
Добавить комментарий
Николай
01 ноя 2014в12:38популярный
"Что привозят нам в подарок школьные друзья из Казахстана (помимо шоколада «Рахат»)? Водку или коньяк местного разлива. И то, и другое — гадость, честно говоря, неимоверная."
Я бы не стал так говорить, не зная предмета разговора. Работаем с партнерами из Казахстана, и часто в дар получаем коньяк и водку, произведенные у них. Несколько раз покупали ящиками. Ни разу не нарывались на фальсификат.
02 ноя 2014в01:12популярный
"Что привозят нам в подарок школьные друзья из Казахстана (помимо шоколада «Рахат»)? Водку или коньяк местного разлива. И то и другое - гадость, честно говоря, неимоверная"

Как мило ))
Т.е. автор утверждает, что казахстанские винзаводы производят гадость? ))
Не знаю как насчет водки (не употреблял ни разу в жизни), но коньяк Номад 5* весьма неплох. Тем более что виноматериал для коньяков в Казахстан поступает с Кавказа.

Автору советую прорабатывать тематику статьи тщательнее, прежде чем писать такие опусы.
Хорошо что еще шоколад фабрик "Рахат" и "Баян Сулу" не назвала гадостью )))
Ответитьответ
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
Бендер Задунайский
02 ноя 2014в13:11популярный
Он и не говорит - фальсификат. Он говорит - "гадость неимоверная". Псевдоконьяк, даже выпущенный на официальной линии - не становится от этого хорошим напитком. Согласен с автором - реально гадость, и к настоящему бренди отношения не имеет. А в народе пользуется популярностью только из-за цены.
05 ноя 2014в16:03
"И то и другое — гадость, честно говоря, неимоверная. Но цены-то какие! В разы ниже, чем у нас."
Самая лучшая водка, которую пил я, была произведена в Казахстане. И ее цена, на тот момент была на уровне российской водки такого же класса. Обычная же водка была дешевле почти в два раза.
Ответить
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
может водка из казахтана и "гадость неимоверная", но она не хуже российской водки, которая в 3 раза дороже. с коньяком та же ситуация, понятно с белугой или с финляндией её не сравнить, но со средним ценовым сегметном вполне можно
Ответить
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
finn
06 ноя 2014в09:00
"Коньяк бывает питьевой и технический" (С) Питьевой - он во Франции делается, все остальное - от лукавого. Про водку ничего не могу сказать - она вся гадость, и дешевая и дорогая.
Андрей
06 ноя 2014в18:01
Почти 10 лет, наша организация пытается внедрить эффективную защиту от поддельного алкоголя! Писали, ходили, делали презентации, на всех уровнях! От президента России до маленьких производителей! Что об стенку горох! А теперь не досчитываются налогов и акцизов! Беда даже не в дорогах в нашей стране! А во второй части этого высказывания!
Spaniard1
08 ноя 2014в02:07
Как то попробовал с другом на в рюмке коньяк поставить на неделю, что бы посмотреть что там остается.... через неделю долили, и так пока вся бутылка не ушла, к слову, это было то что называется коньяк "Казахстан" из квадратной бутылки-штофа. Через 3-4 месяца в рюмке было грамм 10 очень густого - темного, почти черного остатка по консистенции похожего на мед, что это было не знаем думаем это концентрат для изготовления алкоголя. Пробовать эту гадость ни кто не решился. И к слову больше ни кто из знакомых и коллег, из тех кто ЭТО видел, не употребляет "казахский" коньяк. Как говорится попробуйте сами.
нео
10 ноя 2014в17:29
коньяк бывает только французский и шампанское только из провинции шампань.
вафля
11 ноя 2014в11:48
а мне казалось, что коньяк бывает только армянский, ну а шампанское, действительно из шампани.
Глупый Жора
12 ноя 2014в20:36
Слова "Duty free" в названии статьи напомнили мне о шоке, испытанном в том самом дюти фри аэропорта Толмачево - в сентябре этого года коробка конфет НШФ Птичье молоко там стоила 3 или 4 евро, против 1,5 евро в рублевом эквиваленте в обычных магазинах.
Я так и не понял ничего, вышел оттуда с круглыми глазами и практически до самой посадки в самолет не мог моргать и думать ни о чем другом, только о цене на эти конфеты в магазине безакцизной торговли.
14 ноя 2014в13:38
Казахстанская водка и алкоголь на уровень выше российских производителей. Коньяк там 250р нормальный, здесь от 350р - вообще бодяга, более менее похожий по качеству - 800-1200р. Вот и сравниваете. Про водку вообще молчу, в до 400р - полное разочарование.
Ответить
Пожаловаться
Скрыть комментатора
Авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность
скрывать сообщения
комментаторов
Александр
03 дек 2014в14:24
В половину больше - это в два раза меньше. А о чем речь - это в полтора раза больше. Учите язык.