Количество разнообразных интернет-сервисов для подачи жалоб множится со скоростью грибов после дождя. Правда, пока в фокусе внимания разработчиков оказываются главным образом органы власти, дорожные службы и ЖКХ. Хотя — увидеть подобные сервисы мечтают клиенты огромного количества компаний, начиная от банков и заканчивая туристическими фирмами. Медлительность разработчиков, которые не спешат удовлетворять столь очевидную потребность граждан, объясняется просто: на создание ресурсов требуется суммы от нескольких десятков тысяч рублей, а окупать затраты можно только с помощью пожертвований.
Несколько лет назад, борясь с печально известным Домом.ру, мне приходилось ходить на почту и, выстаивая длинную очередь, отправлять бумажные письма. Сегодня жаловаться стало гораздо проще. Например, написать в прокуратуру и другие органы власти можно через сайт Госуслуги. Роскомнадзор, в чьем ведении находятся в том числе и интернет-провайдеры, любезно разместил на главной странице сайта кнопку «сформировать обращение» (проще говоря — пожаловаться).
Разработчики IT-приложений не устают создавать новые сервисы, с помощью которых можно пожаловаться на власти, ЖКХ, дорожные службы и прочие структуры, чья работа осложняет жизнь ежедневно и ежечасно. Например, благодаря оппозиционному политику Алексею Навальному появились интернет-ресурсы «Росяма», «РосЖКХ» и «Роспил». Идея оказалась популярной, и разработчики попытались повторить успех ресурсов Навального. Например, работают портал и мобильное приложение «Сердитый гражданин», которые позволяет подать жалобы в госорганы по самым различным поводам, начиная от образовательных услуг и заканчивая некачественной медпомощью. Новосибирская организация «Гражданский патруль» запустила одноименное мобильное приложение, с помощью которого можно подавать официальные жалобы в различные ведомства. Среди стандартных форм: ямы на дорогах, незаконная продажа алкоголя и табака, незапланированное отключение воды или отопления. Правительство Москвы, потратив более 20 млн руб., создало «Мобильную приемную» — сервис для обработки электронных обращений граждан.
Перед разработчиками, на самом деле, — поле не паханное. Граждане недовольны работой не только ЖКХ и органов власти, но и финансовых учреждений, страховых компаний, частных детсадов, медцентров и т.д., и т.п. Учитывая огромный потенциальный спрос, можно уверенно прогнозировать стремительный рост новых сервисов для подачи жалоб.
Однако есть серьезный фактор, который сдерживает появление приложений, — это окупаемость ресурсов. Новосибирское приложение, разработанное «Гражданским патрулем», по словам Ростислава Антонова, обошлось в несколько сотен тысяч рублей. Правительство Москвы потратило более 20 млн руб.
Проблема окупаемости подобных ресурсов может решаться несколькими способами. Например, за счет краундфандинга — сбора денег. Благодарный пользователь, отправив с сайта «РосЖКХ» письма в прокуратуру и местные контролирующие органы, с радостью откликается на просьбу «поддержать сайт на 1000 руб.». Да ради бога — ведь столько времени сэкономил. Но, учитывая российскую любовь к халяве, рассчитывать всерьез на отзывчивость граждан не приходится.
Фото Александра Ощепкова