Виктор Шкулёв: «Мы купили НГС»

 ПЕРВЫЕ ЛИЦА
Московский предприниматель с сибирскими корнями рассказал, как и зачем купил «Независимые городские сайты» и чему НГС научил бизнесменов из Сан-Франциско
В понедельник московский медиамагнат, председатель совета директоров «ИнтерМедиаГруп» Виктор Шкулёв рассказал о своем новом приобретении — сразу семь сибирских и уральских городских порталов вошли в его международный холдинг. В ходе личной встречи с корреспондентом НГС.БИЗНЕС он несколько раз повторил, что НГС останется независимым сайтом, а опыт и деньги корпорации будут потрачены на его развитие в российских регионах, где на базе НГС будет создана федеральная сеть городских порталов. Почему Виктор Шкулев считает Новосибирск счастливым городом и какие перемены ждут редакционную политику старейшего городского портала — читайте в нашем интервью.

Сегодня (4 марта. — К.М.) вы заявили, что купили несколько крупных региональных интернет-изданий, включая НГС. Что конкретно вы купили?

На прошлой неделе мы завершили две очень важные сделки. Одна из них — это городской сайт в Екатеринбурге Е1. И вторая, наиболее важная для нас сделка — это НГС в Новосибирске. Это то, что является ядром вновь созданной сети региональных порталов. Таким образом, на сегодняшний день у нас 12 городских порталов. До покупки НГС их было 5. Изучив российский рынок городских порталов, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день НГС — это компания номер один на этом рынке. Со всех точек зрения. И с точки зрения ведения бизнеса, и с точки зрения технологической базы, которая является реально платформой для мультисервисного всестороннего развития. В НГС одна из самых профессиональных команд.

Мы купили 75 % компании, которая была основана Максимом Сидоркиным и его партнерами: Демидом Проценко и Артуром Беленьким. Максим и Артур остаются на своих местах и занимаются развитием бизнеса.

Как НГС вписывается в структуру вашего медиахоллдинга, какое место он занимает в нем теперь?

Очень гармонично вписывается. Сейчас мы развиваем наши интернет-проекты в трех направлениях: женское — elle.ru, marieclaire.ru; сеть городских порталов и мужское направление — MaximOnline.ru. НГС станет ядром сети городских порталов. Наша интернет-компания — это сегодня уже заметный участник интернет-рынка. По трафику мы вошли в топ-15 интернет-компаний России. Не интернет-магазинов, а реальных интернет-компаний. Поскольку наш совокупный трафик — более 19 млн пользователей. По выручке мы попадем, наверное, тоже в топ-25, поскольку наш доход составит несколько десятков миллионов долларов.

Известно, что вы сибиряк и начало вашего бизнеса неразрывно связано с Сибирью…

Я начал свой бизнес в Москве, а уже потом пошло региональное развитие. Это было в 1992–1993 годах, в то время я был директором «Комсомольской Правды», и мы решили развивать целую группу коммерческих проектов. В 1992 году в Новосибирске мы создали газету «Ва-Банкъ» и в итоге выстроили целую сеть газет «Ва-Банкъ». К 1994–1995 годам мы начали сотрудничать с новосибирской газетой «Телесемь». Это был такой полуфабрикатный продукт, мы сделали предложение ее владельцам, объединили наши усилия, и газета «Телесемь» вошла в сеть городских телегидов, более того, стала брендоносителем этой сети. У нас с Новосибирском вообще самые хорошие приметы связаны. Бренд «Телесемь» стал счастливым для нашей группы как основной бренд городского журнала, который является самым тиражным в Европе. Очень надеюсь на то, что на базе НГС у нас дальше будет развиваться бизнес, который примет очень приличные очертания.

Когда вы узнали об НГС и когда поняли, что хотите его купить?

Лично я знаю НГС с начала 2000-х годов, поскольку для меня это источник информации о новосибирской жизни и бизнесе. Года три назад мы начали приглядываться к НГС как к потенциальной покупке. Более года назад мы стали общаться с Максимом Сидоркиным. Это была такая интересная, романтическая история, которая развивалась по деловому сценарию. Максим Сидоркин, повстречавшись впервые с одним из наших менеджеров, подумал, что, может быть, за этими ребятами есть не просто что-то праздное, но и большие деньги, за которые они могли бы купить НГС. Мы стали плотнее общаться, изучать бизнес. Чем больше мы его изучали, тем больше было желание его купить. В конце концов мы пришли к полному согласию.

НГС — это «Независимые городские сайты». В политическом, экономическом и других смыслах. Что изменится после покупки? Останутся ли они независимыми?

То, что НГС — это независимые городские сайты, нам и нравится больше всего. Мы по своей природе тоже не строим никакие политические конструкции, не играем ни в какую политику, мы занимаемся бизнесом, опорой которого является потребитель наших услуг. НГС по такому же принципу ведет бизнес.

Сегодня, когда перед редакцией НГС стоит вопрос: опубликовать ли материал, который нужен читателю, но испортит наши отношения с рекламодателем, — мы всегда делаем выбор в пользу читателя, вне зависимости от рекламного бюджета рекламодателя. Этот принцип останется после покупки?

Редакционная политика о которой вы говорите, сложилась в НГС за долгие годы работы, и мы видим, как руководителям удается ее реализовать. Нам это очень симпатично. Они долгие годы это делают и дальше будут это делать. Мы купили НГС не для того, чтобы вмешиваться в работу сбалансированного, хорошо работающего организма.

Останутся ли у региональных сайтов их прежние названия — НГС и Е1 — или вы будете объединять их под единым брендом?

Да, у сайтов останутся прежние названия. Все они будут сами по себе. Я не исключаю, что при дальнейшем развитии и запуске новых порталов в новых городах России может появиться бренд НГС. Потому что это «Независимые городские сайты».

Совокупный трафик купленных сайтов — более 12 млн посетителей. С кем они будут конкурировать в Сети?

Здесь несколько уровней конкуренции. Первый уровень НГС в Новосибирске понятен — это конкуренция с другими городскими порталами на локальном уровне. Обычно в городах несколько городских порталов. Как в Красноярске и Омске, например. Следующий уровень — это конкуренция с федеральными и региональными вертикальными структурами: HeadHunter или Drom. И третий срез — это конкуренция с крупнейшими федеральными игроками «Яндекс», Mail.Ru, которые предоставляют пользователям местные услуги. Их предложение рекламодателям является продуманным с точки зрения того, какие регионы необходимо покрыть.

НГС уже сталкивается с крупными конкурентами — «Яндексом» и другими, — но пока еще не сильно об этом задумывается. Бизнес не живет без конкуренции и перед нами не стоит задача зайти туда, где ее нет. Напротив, нужно идти туда, где есть конкуренция, которая позволяет развиваться.

Что будет с НГС через 10 лет?

Трудно сказать. Я думаю, что Сидоркин лучше знает. Я думаю, что это должно быть что-то такое же успешное, чем НГС является последние 15 лет.

Чем отличаются интернет-СМИ в России и на Западе?

У нас нет такого разнообразия, какое есть на Западе, особенно в Америке. В США рынки городских порталов освоены региональными, локальными газетами и телестанциями. Там интернет-СМИ развиваются по сценариям, которые в какой-то степени потом начинают реализовываться в других географиях: в Европе и даже в России. Но у НГС другая история. Я несколько недель назад был в Сан-Франциско, в газете, которая имеет один из двух лидирующих сайтов — San Francisco Chronicle. Так и газета называется. Когда мы рассуждали на тему городских порталов и обсуждали то, что нас ждет в Новосибирске — мы тогда уже были на финише сделки, — то главный редактор сайта этой газеты сказал мне:

«Виктор, то, что ты рассказываешь мне о сайте Новосибирска, показывает, какую ошибку мы совершили в Сан-Франциско. Наш сайт — это продолжение городской газеты. А если бы мы сообразили и сделали то, что делают ваши ребята в Новосибирске — запустили бы сервисы по недвижимости, работе и авто, то, наверное, на сегодняшний день мы бы делали более успешный бизнес».

Я понял для себя, что в современной России городской портал может быть создан только теми ребятами, которые понимают, что такое интернет-бизнес, которые способны построить интернет-компанию, как это сделал Сидоркин. Они делали это по наитию, но, по большому счету, они стали изобретателями жанра, под которым есть объективная основа — запрос потребителя. Кто его знает, если бы основатели San Francisco Chronicle не сделали бы в свое время ставку только на СМИ, а сразу начали бы с сервисов, то им было бы сейчас легче конкурировать с местными интернет-монстрами.

Кирилл Маковеев
Фото Екатерины Калиневич (1), intermediagroup.ru (2)

Прочтений: 30 597