В карты выиграл

 КОРПОРАТИВНАЯ ЖИЗНЬ
Основатель «2ГИС» Александр Сысоев опередил Михаила Прохорова и Романа Абрамовича в рейтинге интернет-миллионеров России
Создатель системы электронных карт-справочников 2ГИС Александр Сысоев вошел в список 50 самых крупных интернет-предпринимателей России, составленный газетой «Коммерсантъ». «2ГИС» — единственный проект такого масштаба, который до сих пор можно считать новосибирской компанией: здесь у нее работает и головной офис. НГС.БИЗНЕС познакомился с рейтингом, чтобы понять, у кого выиграл и кому проиграл новосибирский IT-гигант и как долго продлится его бурное развитие.

Для рейтинга были выбраны компании, более 50 % выручки которых приходится на интернет-проекты. Часть участников являются в этих компаниях инвесторами — т.е. они просто вложили деньги в уже состоявшиеся проекты, причем их собственное богатство изначально может быть с IT-технологиями никак не связано. Самый яркий пример такого рода — занявший первое место Алишер Усманов (сколотил состояние в финансовой сфере и операциях с ценными бумагами нефтегазовых компаний). В сфере IT главными его активами являются доли в Facebook, Mail Ru Group и Twitter. К IT-предпринимателям отнесен и Олег Тиньков (второе место), чей бизнес, в принципе, не отличается от бизнеса любого другого банка, работающего с физическими лицами, с той лишь разницей, что банк ТКС работает преимущественно через Сеть. Единственный участник первой тройки, чье состояние целиком построено на интернет-технологиях, — это создатель «Яндекса» Аркадий Волож.

Александр Сысоев, чья доля в «2ГИС» оценена в $142 млн., занял 34-е место, опередив таких известных персонажей, как Михаил Прохоров (46-е место с $77 млн, в которые оценены проекты Snob, РБК) и Роман Абрамович (75-е место, проекты Sape.ru, BotScanner.com оценили в $33 млн).

Пробиться в элиту IT-индустрии «2ГИСу» удалось благодаря очень активному росту в последние несколько лет. Если в 2010 году оборот группы составлял 860 млн руб., то в 2013 он превысил уже 3 млрд. По собственным подсчетам компании, количество абонентов, регулярно пользующихся базами (т.е., например, скачивающих ежемесячные обновления) сегодня составляет 16,8 млн человек, увеличившись всего за год более чем вдвое (с 7 млн). С учетом же пользователей, приходящих «со стороны» (через партнерские программы, через встроенные в другие сайты карты 2ГИС) свою месячную аудиторию компания оценивает в 20 млн пользователей.

Другим секретом успеха компании стало активное привлечение партнеров-франчайзи. Сейчас на них приходится около 40 % выручки. В 2012 году компания начала осваивать дальнее зарубежье: Италию, Кипр, Чехию. Скоро филиалы компании появятся в Южной Америке и на Ближнем Востоке. По словам коммерческого директора «2ГИС» Кирилла Кукарцева, общая аудитория зарубежных проектов приближается к 1 млн пользователей. В этом году новосибирская компания уже запустила новый проект на Кипре в Никосии. В перспективе к нему должны добавиться филиалы в Дубае (ОАЭ) и Сантьяго (Чили).

Основная угроза развитию «2ГИС» сегодня исходит от картографических сервисов поисковых систем Яндекс и Google. Особенно заметно это в Москве и Санкт-Петербурге, где базы этих сервисов полнее, а пользователи к ним более привычны.

Новосибирская компания вышла в эти города сравнительно недавно (соответственно в 2011 и 2010 годах). И как признают в «2ГИС», развитие в столицах идет не так быстро, как хотелось бы компании, хотя отмечают, что сегодня одна только Москва уже дает компании 9 % всех рекламных доходов. Чтобы пробиться к потенциальным пользователям, компания сделала ставку на развитие партнерских отношений с другими интернет-ресурсами, которые могут встраивать к себе карты 2ГИС и пользоваться его базами «Многие жители Москвы, Санкт-Петербурга даже не подозревают о том, что пользуются данными 2ГИС», — отмечает Кирилл Кукарцев.

Принципиальным преимуществом 2ГИС всегда была полнота базы. Компания содержит многочисленный штат телефонных операторов и «полевых» агентов, проверяющих достоверность телефонов и сообщающих о новых объектах на карте. Сегодня новосибирская база 2ГИС содержит информацию о временных сооружениях — павильонах общественного питания, точках продажи цветов и т.д. Ничего подобного Яндекс.Карты не содержат.

Впрочем, в самом «Яндексе» говорят, что тоже пользуются ручным трудом для проверки своих баз, хотя по-прежнему рассчитывают прежде всего на свои «интеллектуальные алгоритмы». Руководитель маркетинга геоинформационных сервисов «Яндекса» Анна Тепер подчеркивает, что объем и детальность информации, которую «Яндекс» предоставляет пользователям, «все время растет». «Мы считаем, что собрать первичные данные — не самая сложная задача. Гораздо сложнее их обновлять, поддерживать точность — здесь использование разных источников данных и технологий их автоматической обработки особенно важны. Поддерживать актуальным такой объем данных с помощью ручного труда очень сложно и неэффективно», — рассуждает представитель российского национального поисковика.

У «2ГИС», впрочем, в последнее время появился еще один дополнительный источник для развития — мобильные приложения. Рост количества пользователей ПК практически замер: за прошлый год добавилось только 200 тыс. новых пользователей, общие количество их теперь составляет 5,1 млн. При этом число пользователей мобильными версиями уже перевалило за 5,5 млн (годом ранее — 1,6 млн).

Увеличивается и число пользователей онлайн-версии (с 3,3 млн до 6,1 млн). Преимущество мобильной версии очевидно: установив их на смартфон или планшет один раз (и раз в месяц обновляя), пользователь может не зависеть от стоимости трафика или наличия в конкретный момент под рукой точки доступа к бесплатному интернету. Впрочем, «Яндекс» и здесь не отстает — количество загрузок этих электронных карт только для платформы Android тоже уже перевалило за 5 млн.

Стас Соколов
Фото автора

Прочтений: 21 074