Квест вместо Таиланда

 УСЛУГИ И ТУРИЗМ
В Новосибирске расцвел новый модный бизнес — он окупается за два месяца, а из вложений требует остроумия и комнату в аренду
Помимо бума открытия кальянных баров в Новосибирске возник еще один модный бизнес: один за другим в городе появляются квесты — оборудованные помещения, откуда компания играющих должна выбраться, решив ряд головоломок. Квесты создаются в городе один за другим, и даже самые незатейливые локации с минимумом вложений имеют финансовый успех. Сколько денег нужно для старта и сколько можно заработать в этом деле — в материале НГС.БИЗНЕС.

Квесты — игры, где участники двигаются по заранее продуманному организаторами сценарию. Как правило, квест в Новосибирске — это небольшое помещение, где запираются 2–4 участника. Чтобы «выбраться», участники решают головоломки. Каждое помещение с реквизитом, оформлением и своими «загадками» называется локацией. Самая крупная сеть локаций в Новосибирске на сегодняшний день — это реалити-квест «ВыХод». Судя по данным официального сайта, у «ВыХода» 12 локаций. У остальных участников, как правило, по 1-2 комнаты с разной тематикой и оформлением. Основные темы локаций — хоррор и детектив.

7 марта в Новосибирске открылся очередной проект в новой и перспективной для Новосибирска нише — реалити-квест FAVN. Их первая хоррор-локация «Коллекционер» располагается на площадях лофта Trava на Фрунзе, 19. И уже готовится к открытию вторая локация — по мотивам популярного фильма ужасов «Кошмар на улице Вязов». Мода на квесты захлестнула Новосибирск примерно одновременно с бумом кальянных.

На 12 марта, по данным справочника 2ГИС, в Новосибирске работает уже 31 организация, занимающаяся организацией и проведением квестов. Рубрика для них впервые появилась в 2ГИС Новосибирска ровно полгода назад — в октябре 2014 года. На тот момент там было 5 организаций. Первыми организациями в этой рубрике в городе являются «ВыХод» (в октябре 2014-го — 3 филиала), «Квестомания» и «Квестория» (в октябре 2014-го — по 1 филиалу).

Новосибирск занимает первое место (вместе с Казанью) в стране по числу квестов на 100 тыс. жителей, сообщили в компании «2ГИС».

По общему числу квест-организаций Новосибирск уверенно держит третье место по России: после Москвы (82 квеста) и Петербурга (33). «Емкость рынка на сегодня совсем небольшая — порядка 100 млн руб./год. Но потенциал этого рынка огромен. Поскольку рынок только начинает развиваться, темпы его роста составляют сотни процентов», — отмечает директор маркетингового агентства BCGroup Юлия Мосина.

«Квест можно построить за 150–300 тыс., а можно и за 1 млн. Но можно миллион закопать и сделать полную чушь, а можно за 200 тыс. сделать интересное место. Вот, например, наш квест «Дедушкин гараж» — он по определению не может быть дорогим, но он очень полюбился нашим гостям — тема семейная и всем знакомая, детям любопытно, ведь не у всех есть гараж», — рассказывает Василий Шелемба, руководитель проекта «Квест-Сити». В защиту квестов с минимальными вложениями участники рынка приводят в пример локацию «ВыХода» — «Хозяин», который сделан бюджетно, но вызывает в основном восторженные отзывы. Некоторые же из бюджетных квестов «похожи на обычную квартиру, интерьер и мебель взяты у друзей/знакомых, а загадки сводятся к поиску кода от навесного замка», рассказал учредитель реалити-квеста «Отель» Стас Ведерников.

Средняя сумма вложений в открытие одной локации, по мнению участников рынка, — 200–500 тыс. руб. Дорогие квесты с использованием электроники и солидным интерьером потребуют от 1 млн руб. вложенных средств. Срок окупаемости составляет от 2–3 месяцев до полугода и даже года при солидных вложениях.

Средняя цена прохождения квеста по городу — около 2 тыс. руб. (от 1500 до 2500 руб.) за компанию из 4 человек. Игра длится 1 час. Средняя популярность (проходимость) квеста, как правило, — 2–4 игры по будням и до 8 по выходным и праздникам — у раскрученных компаний, у новичков — по 1 игре в будни и 4–6 по выходным, считает Сергей Данилов, организатор игры «5 комнат». По признанию Стаса Ведерникова, в «Отеле» проходимость — 50 команд в неделю на одну локацию. «Лично для нас хороший результат — это 3-4 игры в каждом квесте в будний день и 5-6 на выходных», — признался Василий Шелемба.

По оценкам Юлии Мосиной, среднемесячный оборот локации в зависимости от ее тематики, от отзывов о ней может колебаться от 200 тыс. до 800 тыс. руб./месяц.

Типичные посетители квестов — это компании из 4 человек: 2 парня и 2 девушки в возрасте 24–29 лет, отметил Ведерников. «Это люди, которым не хватает эмоций в обычной жизни. Но часто ходят и семьями с детьми», — отметил Роман Кисель, пресс-атташе компании по проведению выездных квестов «73 Грача».

По мнению Шелемба, в городе не хватает, пожалуй, только детских квестов, но уже сейчас, по его данным, несколько компаний разрабатывают специализированные детские программы.

Участники рынка замечают, что неплохо было бы придумать квест, не завязанный на том, чтобы «выбраться» из замкнутого пространства. Однако уже сегодня, к примеру, компания «73 грача» предлагает выездные квесты: уличные, автомобильные, пешеходные игры, а также квесты на альтернативных средствах передвижения (ролики, велосипеды, снегоходы), квесты в офисе и дома и др.

Возникнув в пору кризиса, квесты его не боятся. «Ввиду тревожных событий людям как никогда нужно отвлечься», — считает Кисель. «Много людей откажется от Турций и Тая — эти деньги будут тратить внутри страны, так что всем [квестам Новосибирска] хватит. Жажду приключений никто не отменял, так что у нас всё будет хорошо», — уверен Шелемба.

Рынок в самом начале пути своего развития, его насыщенность не достигает даже 10 %, считает Юлия Мосина. Многие участники рынка не согласны — насыщенность уже наступила и скоро может прийти перенасыщение.

«Мы считаем, что в ближайшее время средняя стоимость квестов упадет на 30–50 %. Часть компаний уйдут с рынка. Но одно можно сказать, на рынке развлечений Новосибирска этот вид досуга надолго занял свое место», — отметил Роман Кисель.

По мнению Сергея Лапушкина, квесты — явление не временное, они пришли и останутся навсегда как еще один вид развлечений, наряду с кинотеатрами. Что касается срока жизни одной локации до того, как пора переоборудовать ее заново, то, по общему мнению, он составляет год-полтора. «Судя по другим странам, где квесты существуют уже несколько лет, это явление, может быть, временное, но долгоиграющее. Скорее всего, после того как рынок достигнет пика своего развития (через несколько лет), у него останется своя аудитория», — подытожила Юлия Мосина.


Зинаида Кузнецова
Фото Александра Ощепкова

Прочтений: 48 646