«Наши игры называют тайм-киллерами»

Интервью с основателем компании Alawar Entertainment, ведущим российским производителем компьютерных игр
Казуальные игры — один из быстрорастущих сегментов рынка компьютерных игр. Простые, незамысловатые сюжеты, легкость в освоении правил делают их привлекательными для офисных работников. Ведущим международным издателем и дистрибьютором казуальных игр, новосибирской компанией Alawar Entertainment, создана самая популярная игра 2008 года — «Веселая ферма II». По прогнозам компании, обе части игры принесут им около миллиона долларов в Рунете. С основателем и президентом Alawar Entertainment Александром Лысковским беседовала корреспондент НГС.БИЗНЕС.

Справка: Александр Лысковский закончил факультет информационных технологий НГУ. Во время учебы занимался прикладной наукой в области обработки особо крупных массивов данных и моделирования геофизических процессов. В 1997 году оставил научную деятельность и основал компанию, которая через два года преобразовалась в Alawar Entertainment. Занимается стратегическим планированием и оперативным управлением компании. Является учредителем и председателем правления Форума Независимых Разработчиков Программного Обеспечения (ISDEF), входит в правление Клуба Разработчиков Игр (Game Developers Club).

Alawar Entertainment — ведущий международный издатель и дистрибьютор казуальных игр, основан в 1999 году. Сегодня игровая коллекция компании насчитывает порядка 250 популярных во всем мире игровых проектов и является крупнейшей в Рунете. В число партнеров Alawar входит более 30 разработчиков, для которых компания предоставляет полный спектр услуг по продюсированию, распространению и маркетинговому продвижению проектов. В 2004 году компания одной из первых вышла на российский рынок продаж и в настоящее время занимает лидирующие позиции в этой сфере.

Расскажите немного о казуальных играх, ваши самые успешные проекты?

Казуальная игра — это маленькая игра, в которую нужно играть немного времени и где не нужно долго изучать правила. Вам будет интересно играть даже 10 минут. Часто наши игры называют офисными или тайм-киллерами — в них отлично играют бухгалтеры, домашние хозяйки, офисные работники во время обеда. Мы использовали термин «скачиваемые игры», поскольку наибольшее распространение они получили в интернете, но их продают и на дисках. В число по-настоящему успешных игровых проектов входят такие хиты, как серия Magic Ball («Волшебный шар»), The Treasures of Montezuma («Сокровища Монтесумы»), Stand o’Food («Мастер Бургер»), Fashion Craze («Модная лихорадка»), Hyperballoid («Гиперболоид»). Одна из последних игр — «Веселая ферма I» — стала лучшей casual-игрой по версии конференции разработчиков компьютерных игр Awards 2008. В России за обе части этой игры мы планируем собрать порядка миллиона долларов.

Некоторые считают пристрастие к игрушкам болезнью, как вы к этому относитесь?

Дело в том, что игры как наркотик, на который люди подсаживаются. Первая доза бесплатно — можно поиграть 10 минут, и только если игра понравится — скачать за деньги. Звучит неправдоподобно, что люди играют и их затягивает. Те, кто обычно не играет, а потом сталкивается с нашими игрушками, начинают кликать и осваивать. Это игры для тех людей, которые не играют в игры. Наркоторговцы обычно сами не употребляют то, что продают. Так и с нами — играем крайне мало, иначе просто не останется времени на работу. Мы занимаемся этим только в момент тестирования и разработки. Я люблю играть не только в наши игры, но и, например, в World Of Warcraft.

Как вам удалось заключить контракт с Mail.ru?

У нас больше игр и высокий процент — всем нужен обновляемый контент. Часто порталы требуют не только процент, но и плату за размещение на полгода вперед, поэтому захват новых площадок — это всегда тяжело.

Сколько игр вы выпускаете за год?

В 2008 году выпустим 366, в 2009 — 365. Мы перешли на программу: одна игра в день. Получаем права на дистрибьюцию игр в Рунете, в том числе и западных подуктов. Мы в первую очередь издатели и дистрибьюторы. Работаем с разработчиками, финансируем проекты, помогаем начинать создателям игр с нуля. Казуальные игры Alawar представлены на более чем 200 ведущих ресурсах Рунета, в числе которых порталы Рамблер-Игры, Игры@Mail.ru и веб-сайты компании РБК.

А как вы относитесь к тому, что ваши сотрудники могут целый день играть вместо того, чтобы работать?

Положительно, это называется изучением рынка. В наши игры играть можно, можно даже в чужие — это называется изучением конкурентов. Более того, существует специальная профессия — тестировщик, у таких людей игры — основная работа.

Сколько стоит создание одной игры?

В среднем сто тысяч долларов, но мы по большей части покупаем права на дистрибьюцию, выплачивая процент с продаж. В процесс вовлечены программисты, художники, сценаристы, тестеры. Очень много времени уходит на полировку — иногда несколько месяцев, потому что нужно заставить человека полюбить игру за 10–15 минут, чтобы он скачал ее за деньги.

Планируете ли вы сотрудничество с социальными сетями?

Собираемся, но пока не решили, с какими именно. В ближайший месяц у нас выйдет игра про одноклассников. Сюжет простой — девушка возвращается в город, где родилась и выросла, у нее много одноклассников, которых необходимо найти. Возможно, мы будем сотрудничать с порталом «Одноклассники». Но между игровыми сервисами и социальными сетями есть большое различие — в сети люди приходят общаться, а играют обычно ради отдыха.

А как обстоят дела с продакт-плейсментом, есть интерес рекламодателей?

Этого рынка еще не существует, хотя были факты размещения. Чтобы рекламодатель поверил, что поклонники казуальных игр — большая аудитория, нужно, чтобы он сам в них играл или увлекались его знакомые. Кстати, с точки зрения продакт-плейсмента, рынок — не те, кто купил игрушку, а те, кто посмотрел ее короткую версию. В России скачивают казуальные игры 3–4 % от общего числа поигравших, в США этот показатель всего 0,5 %, что всегда удивляет западные компании. По нашей оценке, в прошлом году в игры Alawar сыграли 5–6 миллионов человек — примерно каждый пятый пользователь Рунета. Рекламодателям такие цифры нравятся, но они обычно просят независимое исследование для подтверждения.

Сейчас нужно работать на опережение, как вы отслеживаете рынок?

Мы много лет работали, чтобы в России кроме нас некому было продавать казуальные игры. Alawar — единственная неамериканская компания, заметная на мировом рынке, остальные появились и развивались в США. Сейчас мы контролируем 85 % рынка Восточной Европы. Всего в России 7 дистрибьюторов игр, у нас с ними партнерские соглашения на редистрибьюцию. В этом году оборот компании вырос примерно на 220 %. В ближайшие годы мы сохраним рост за счет выхода на новые рынки — в Украину, Польшу и Чехию. В этом году казуальный рынок России вырастет с $10 млн до $30 млн.

Планируете ли вы заниматься слияниями и поглощениями?

Это естественный способ развития компании. Если мы хотим завоевать мировое господство, нам нужно расти вместе с локальными игроками.

Елена Сафронова
Фото предоставлено PR-службой Alawar Entertainment

Прочтений: 9 151