Все улетучилось

Новосибирцы массово избавляются от бизнеса, обещавшего легкие деньги на легальном наркотике

Все улетучилось

​Сайты объявлений все чаще предлагают купить готовый бизнес: кальянную в восточном стиле в центре города. Только за октябрь на сайте объявлений Avito было опубликовано больше десятка таких объявлений. Корреспондент НГС.БИЗНЕС пытался разобраться, почему схлопнулся модный рынок кальянных и виновато ли в этом новое никотиновое поветрие — вейперы.

Кальянные в центре Новосибирска активно продаются. Готовый бизнес можно купить на Avito как за 500 тыс. руб., так и за 2 млн. Объявления, в общем, схожи: как правило, это кальянная в восточном стиле, с мебелью под заказ, игровой приставкой, парой кальянщиков, хорошей вытяжкой, накрученными аккаунтами в соцсетях и двухлетней рабочей историей. 


Официальная причина продажи — как правило, смена бизнеса или переезд владельца, но встречаются и такие откровения, как «нас два партнера и пора двигаться дальше». Площади курительных залов самые разные — от 60 до 200 кв. м, аренда соответственно тоже — от 10 тыс. до 92 тыс. руб. Ежемесячная прибыль, если верить объявлениям, может достигать в таком деле 230 тыс. руб. 


Старший кальянщик заведения «Те Гуань Инь» Виталий Котельников все же считает, что мода на этот вид досуга проходит. «Думаю, интерес действительно падает. Но недавно слышал, что снова открылось пять новых кальянных, зачем, не понимаю. Это пустая трата денег, большинство посетителей уже нашли свои любимые места». В среднем себестоимость одного кальяна 70–150 руб. Средняя же цена по городу одного кальяна — около 800 руб., отмечает он.


Прибыль от кальянной, по его словам, не может превышать 50 тыс. руб., «миллионером с кальянной не стать, это бизнес для души», говорит он. 


Владелец сервиса Golden Tobacco Service по поставке расходных материалов для кальянных Михаил Васильев с этим мнением не согласен. «Да, кальянный бум прошел, пожалуй, около года-полутора назад, и в то время кальянные не закрывались. Суть в другом — это очень молодой рынок, ему по-серьезному нет еще и 5 лет, в отличие, например, от ресторанного бизнеса. Поэтому здесь, я считаю, идет органический процесс формирования, проб и ошибок, развития. И как обычно, действует правило рынка — выживает сильнейший», — подчеркнул собеседник.


Типичные ошибки новоявленных кальянных, по мнению Котельникова, — это однообразное оформление в восточном стиле, небольшой парк кальянов, некачественный табак, однообразная музыка, неопытный персонал и грязь. Главные конкурентные преимущества — талантливые кальянщики и большой выбор табака. Все расходные материалы (табак, угли и кальяны) напрямую зависят от курса доллара, рассказывает Котельников, в среднем их заведение в месяц тратит на это до 100 тыс. руб. Самые популярные сорта табака везут из Америки и Турции, но российские производители на рынке с недавних пор тоже присутствуют. Однако все это имеет смысл, только если есть постоянные клиенты. 


Некоторые из них, по мнению владельца вейп-шопа EASYVAPE Александра Конева, перешли на сторону вейперов — и теперь они не курят кальян, а парят с помощью девайсов. 


Весной прошлого года Конев с напарником открыл первый в городе вейп-шоп, где можно было не только купить жидкости и аппараты, но и провести таким образом время, общаясь с друзьями. Сейчас в сети 4 вейп-шопа в Новосибирске и по одному в Кемерово, Томске и Новокузнецке. 


Но и к парящим девайсам публика начала терять интерес с тех пор, как вейп-магазины стали открываться на каждом углу. «На рынке сейчас полный ужас, часто вейп-шопы открывают студенты и школьники


Хоть товар и имеет статус 18+, там все равно работают школьники. Они везут самое дешевое, китайское, без сертификатов качества, — рассказывает Конев. — В прошлом году открылось очень много этих магазинов, они занимаются демпингом. До 90 % тех, кто начал такой бизнес, — это наши бывшие клиенты, построить его очень просто: пишешь поставщику, снимаешь помещение и работаешь, но каждую неделю кто-то закрывается. Люди думали, что это быстрый и легкий способ заработать денег, но по факту это не так. Нужно не только продавать жидкости, но и организовывать досуг». 


Многие из конкурентов Конева работают «в черную», считает он, и как только на жидкости введут акцизы, они закроются. 


По его оценке, месячное содержание вейп-шопа площадью 25 кв. м в центре Новосибирска обходится в 80–100 тыс. руб., прибыль в этом деле гораздо больше, чем у кальянных, но точной суммы он не назвал. 


Разница между оптовой и розничной ценой жидкостей — от 30 до 50 %, отмечает Конев.  


Вейпер-новичок сможет попробовать «попарить» в магазине Конева бесплатно, опытный юзер девайса может приобрести здесь 30 мл американской жидкости от 300 (самый простой ароматизатор) до 1500 руб. (жидкость премиум-класса).


Адепт вейпинга из Барнаула Алексей Ефимочкин считает, что в новосибирских вейп-шопах цены на жидкости слишком завышены. Гораздо дешевле делать смесь для девайса самому: «Самое дешевое, что я встречал у вас в магазинах, — это 300 руб. за 50 мл. Я покупаю 0,5 литра глицерина за 250 руб., 0,5 пропиленгликоля за 250 руб., и у меня уже литр! Плюс никотин, это сложно, он дороже всего. 100 мл немецкого никотина — 1800 руб. Плюс, самое главное, ароматизаторы, они дорогие, но в целом все равно получается дешевле, чем в магазине. На день мне нужно всего 5–6 мл жидкости». 


Ефимочкин уверен, что популярность вейпинга не снизится из-за школьников, которые начинают следовать этой моде только сейчас, пользуясь прорехами в законодательстве: «Если я иду мимо школы и парю, причем не очень заметно, я это не афиширую, и какой-нибудь ребенок видит и спрашивает у меня, что это такое, в этот момент становится страшно. Моему брату 14 и у него в школе четыре парильщика. До детей тренд доходит позже, поэтому популярность вейп-шопов никуда не уйдет, она будет до тех пор, пока не будет соответствующего законодательства».

Наталья Гредина
Фото pixabay.com