Порезали на «Ленточки»

«Лента» откроет в Новосибирске сразу 8 супермаркетов — эксперты предрекают сети трудности из-за высокой конкуренции и падения оборотов розницы

Порезали на «Ленточки»

​Петербургская компания «Лента», владеющая в Новосибирске 7 гипермаркетами, объявила о планах открыть в городе еще 8 магазинов — теперь в формате супермаркета. Новосибирский рынок ритейла и так отличается высокой конкуренцией, а обороты розницы снижаются уже третий год подряд из-за падения реальных доходов населения, предупреждают эксперты. Как вклиниться в теснейший рынок новосибирской розницы и где могут появиться будущие магазины, разбиралась корреспондент НГС.БИЗНЕС.

О покупке площадок под строительство супермаркетов стало известно из отчета «Ленты» за IV квартал 2016 года, опубликованного на официальном сайте ритейлера.


Сейчас у питерской сети в Новосибирске есть только 7 гипермаркетов — 4 в правобережной части города и 3 в левобережной. В сегменте супермаркетов, т.е. меньших по площади магазинов самообслуживания, «Лента» в городе пока не работает — такой формат есть у сети в европейской части России. «Мы не сомневаемся в успехе супермаркетов в Новосибирске, несмотря на высокую конкуренцию. Формат хорошо показал себя в Москве и Санкт-Петербурге», — сообщили в пресс-службе компании, отметив, что первый магазин появится в Новосибирске до конца I квартала 2017 года. Более подробные комментарии по поводу открытия супермаркетов в компании обещали предоставить только в середине февраля.


«Лента» — сеть гипермаркетов, основана в Санкт-Петербурге в 1993 году. Акционеры компании — TPG Group (34 % акций), ЕБРР (7,37 %), в свободном обращении — 57,54 %, еще 1,09 % — у директоров и менеджмента компании. Сеть включает 190 гипермаркетов в 77 городах России и 50 супермаркетов в Москве, Санкт-Петербурге и Центральном регионе. Выручка за 3 квартала 2016 года — 242,11 млрд руб., чистая прибыль — около 2,5 млрд руб. (данные «СПАРК»).


В интервью «Интерфаксу» гендиректор компании Ян Дюннинг говорил, что у компании «сильная рыночная позиция в Сибири»: «В Новосибирске у нас есть собственный распределительный центр. То есть для нас начать развивать сеть супермаркетов в Новосибирске — значит усилить свою уже существующую здесь инфраструктуру».


Источник, знакомый с поиском «Лентой» площадок для открытия магазинов, утверждает, что, помимо строительства собственных магазинов, сеть может размещать новые точки и в составе ТЦ. По данным источника, один из таких вариантов — строящийся торговый центр около железнодорожного вокзала на площади Гарина-Михайловского. Ранее генеральный директор ООО «УК Сити 50», которое управляет компанией-инвестором строительства ТЦ, Ольга Чавтараева отказывалась раскрывать список магазинов, которые откроются тут летом-осенью этого года. Связаться с Чавтараевой для комментария по поводу возможного открытия «Ленты» не удалось.


Известно еще как минимум одно место, где «Лента» намерена работать именно в формате супермаркета. Ранее НГС.БИЗНЕС подробно писал о том, что ритейлер выкупил помещения площадью 1578 кв. м на первом и цокольном этажах ТЦ «Амстердам» на Геодезической. Эту сделку в суде пытался оспорить крупный новосибирский игрок — торговый холдинг «Сибирский Гигант», который, как пояснял его гендиректор Александр Егоров, заключил предварительный договор аренды на эти же площади в «Амстердаме». 24 января Арбитражный суд НСО отклонил иск «Сибирского Гиганта» — помещения остались за «Лентой», информации об обжаловании решения первой инстанции на сайте суда пока нет.


В Новосибирске новые супермаркеты «Ленты» могут столкнуться с острой конкуренцией и снижающейся покупательной способностью горожан, солидарны опрошенные НГС.БИЗНЕС эксперты.


Ранее председатель комиссии Совета депутатов Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов отмечал в разговоре с корреспондентом НГС.БИЗНЕС, что количество торговых площадей всех видов и так превышает в Новосибирске норму в 3–4 раза. «У нас есть рекомендации по обеспеченности торговыми площадями жителей Новосибирска. Они рассчитываются на тысячу жителей, имеются в виду и магазины шаговой доступности, и супермаркеты, и временная сеть. Сегодня практически в каждом районе у нас обеспеченность жителей торговыми площадями примерно в 3–4 раза превосходит нормативные», — говорил депутат.


Темпы развития розничных сетей заметно снизились, подсчитали в 2ГИС. По данным компании, число торговых объектов в категории «супермаркеты» в 2016 году выросло лишь на 3 %, хотя годом ранее темпы роста были намного внушительнее — 23 %. При этом, по данным Новосибирскстата, оборот розничной торговли в НСО за 2016 год упал на 4,8 %, до 449,4 млрд руб.

 

Директор RID Analytics Елена Ермолаева отмечает, что в городе сейчас «достаточно плотная конкуренция» за помещения для супермаркетов — все площадки на первых этажах многоэтажек в основном уже заняты. «Им («Ленте». — Н.Г.) будет тяжело выходить на рынок, потому что рынок супермаркетов уже достаточно хорошо заполнен.


Но есть особенность — супермаркеты распределены неравномерно, есть районы новостроек, в которых практически ничего нет, и есть довольно развитые районы, где на одном пятачке представлены все игроки рынка»,


— говорит эксперт. Если рассматривать строительство супермаркетов с нуля, то, по оценке Елены Ермолаевой, для них потребуются участки площадью порядка 1 га с учетом парковок — в среднем цена на такие составляет 30 млн руб., но самые привлекательные достигают в цене 200 млн руб. Если ритейлер будет покупать помещения, то может рассчитывать на цену от 30 тыс. руб. за 1 кв. м на окраине города и до 100 тыс. руб. в центре, например, на первых этажах жилых домов. По словам Елены Ермолаевой, высокая обеспеченность супермаркетами, например, на «Родниках», — а вот в районах, где строит «Дискус», их, наоборот, недостает. Эксперт считает, что потенциал для размещения новых магазинов есть также в Первомайском районе Новосибирска, Академгородке и на окраинах левого берега.


Острый дефицит торговых помещений наблюдается и в центре Новосибирска, говорит коммерческий директор «Быстронома» (9 супермаркетов в Новосибирске, еще по одному — в Бердске и Искитиме) Тимофей Герасько. «Если магазин открыть там, где неудовлетворенный спрос, то он практически не повлияет на конкуренцию, — считает Герасько. — Если у них супермаркеты по 1500 кв. м, то 8 супермаркетов — это 12 тыс. кв. м, это меньше площади одного из гипермаркетов. Считайте, что они добавили суммарно один гипермаркет. У них сейчас несколько гипермаркетов, они и ими никого не потеснили в Новосибирске».

Наталья Гредина
Фото Ольги Бурлаковой