«Балтика» оживилась

Пивоваренные гиганты осваивают выпуск «живого» напитка, чтобы конкурировать с местными пивоварнями
Сразу две крупные пивоваренные компании — «Балтика» и «Хейнекен» — объявили о начале производства в Новосибирске так называемого «живого пива». До недавнего времени этот сегмент целиком принадлежал небольшим локальным производителям. Эксперты объясняют это решение пивных «грандов» ростом потребления пенного напитка на розлив, где сегодня доминирует именно «живая» продукция местных компаний. Сами же местные пивовары сомневаются в правомерности самого названия «живое пиво» применительно к напиткам, имеющим срок хранения в несколько месяцев.

О запуске «живого» сорта на новосибирском заводе «Балтики» НГС.БИЗНЕС сообщил главный пивовар завода «Балтика-Новосибирск» Александр Данковцев, пояснивший, что продаваться это пиво будет под маркой «Сибирский бочонок Живое» в кегах и ПЭТ-бутылках объемом 1,5 литра. Срок хранения у нового пива — 60 дней.

Ранее, на прошлой неделе, об аналогичном шаге объявила компания Heineken. По словам директора по связям с общественностью группы компаний Heineken в России Анны Мелешиной, «живой» продукт «Хейнекена» представляет собой непастеризованное светлое пиво, содержащее в составе живую культуру пивных дрожжей. Срок хранения составляет до 90 дней. На новосибирской пивоварне живое пиво выпускается под маркой «Вольная Сибирь Живое» и продается в кегах по 50 литров, а также в ПЭТ-упаковках по 1,5 литра.

Увлечение «живым» пивом пивных «грандов» началось недавно. Еще несколько лет назад представители пивоваренных гигантов дружно говорили, что этот сегмент им не очень интересен в силу более короткого срока хранения (что усложняет логистику).

К тому же растущие торговые сети занимали все большую и большую долю на привычном рынке тарированного пива. И пивоварам было проще договориться с ограниченным количеством крупных ритейлеров, заполнив их полки тем продуктом, выпускать который им было удобней, чем заниматься развитием нового направления. Агрессивная работа с сетями крупнейших федеральных компаний в свое время привела к тому, что с полок новосибирских магазинов практически исчезло пиво других производителей. Единственной региональной пивоваренной компанией, которой удалось удержаться на рынке, было «Томское пиво».

Однако пивные «гранды» получили неожиданный удар от противника, которого вряд ли воспринимали в качестве серьезного конкурента, — небольших местных пивоварен. Несколько лет назад в Новосибирске начал активно развиваться новый формат торговых точек — магазинов и отделов разливного пива. Сегодня, по оценке руководителя направления «Оборудование для розлива пива» компании «Новосибирскпродмаш» (крупнейший в регионе производитель оборудования для розлива) Евгения Трифонова, в Новосибирске работает до 1500 точек, где пиво подается на розлив. Это позволяет реализовывать через этот канал уже более 50 % (в объеме) от всего продаваемого в городе пенного напитка.

Как считает руководитель по продажам разливного пива в регионе Сибирь – Дальний Восток «Балтики» Александр Разенков, сейчас это порядка 1000 точек, которые реализуют ежемесячно до 600 тыс. дал (декалитров). При этом Разенков признает, что новосибирцы «считают разливное пиво более качественным и отдают предпочтение «живым» сортам».

По мнению Трифонова, разливное пиво сумело завоевать потребителей, прежде всего, за счет качественных характеристик напитка: «Маркетинговые возможности местных пивоварен и транснациональных компаний несопоставимы. И если покупатели идут в магазин разливного пива, то, видимо, они считают, что этот продукт чем-то лучше».

Особенностью «разливного» сегмента является его крайне низкая концентрация. Если в продуктовой рознице сегодня 7-8 крупных сетей контролируют уже свыше 70 % рынка, то среди 170 отдельных пивных магазинов, работающих сейчас в Новосибирске, к заметным сетям (имеющим больше 10 точек) относится менее 40 объектов. Большая же часть «игроков» на этом рынке — частные предприниматели, имеющие одну-две точки. Очевидно, что при такой раздробленности добиться доминирования, «выкупая полки», как это происходит с торговыми сетями, крайне сложно.

Эксперты обращают внимание на то, что даже «живое» пиво крупных компаний имеет очень длительный срок хранения (продукция местных пивоварен, как правило, имеет срок хранения не более 30 суток).

Технолог одной из новосибирских частных пивоварен пояснил, что это может быть достигнуто только особой фильтрацией, которая практически полностью удаляет из пива все микроорганизмы. «Ничего плохого в этом нет, но отличить на вкус такое «живое» пиво от обычного «коммерческого» сможет разве что специалист», — считает собеседник НГС.БИЗНЕС. С ним солидарен и Евгений Трифонов, отмечая, что при наличии выбора убедить потребителей в «живости» продукта, который может храниться 3 месяца, будет непросто.

Александр Данковцев с этим не согласен. «Живое» пиво — это пиво непастеризованное, в котором частично сохраняется живая культура дрожжей. Это обеспечивает богатый букет оттенков вкуса и аромата. За эти уникальные особенности оно и называется «живым», — уверяет пивовар «Балтики».

Стас Соколов
Фото автора

Прочтений: 9 687

Читайте также