Добрый день, коллеги и все пострадавшие и страдающие от действий некоммерческой организации Ассоциация по защите прав инвалидов как потребителей и прав инвалидов на доступную среду "БезБарьерный Альянс" (АББА).

В этом году эта шарашкина контора, зарегистрированная в прошлом году в Москве, развила бурную деятельность через своих представителей и в нашем славном городе. Они привлекают под красивым лозунгом "доступная среда для инвалидов" к своей деятельности инвалидов-колясочников, которые якобы посещают (точнее, пытаются посетить) различные организации с целью получения оказываемых в них услуг. После чего инвалиды пишут жалобу о нарушении прав потребителей в эту Ассоциацию, срочно вступают в ее члены, ее представитель приходит на объект и делает замеры (естественно организации, подвергающиеся такому контролю, никто не предупреждает о предстоящей проверке и не предлагает принять в ней участие), на основании которых некие специалисты по неразрушающему контролю делают заключение о том, что на объекте не соблюдаются требования доступности.
Затем Ассоциация притаскивает организации претензию с этим заключением, в которой требует устранить нарушения, а также заплатить деньги за экспертизу и компенсацию морального вреда инвалиду.

Понятно, что в реальности инвалиды даже близко не пытались получить услуги. Что эта "экспертная" организация связана с Ассоциацией. И что действия этой Ассоциации продиктованы отнюдь не желанием помочь людям с ограниченными возможностями.

Показать скрытый текст
У меня есть несколько соображений против их требований, которым я хотела бы поделиться. Надеюсь они помогут.

1. Статьи 12, 56 ГПК, 123 Конституции закрепляют принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Пункт 4 ст. 13, п. 5 ст. 14 ФЗ о ЗПП возлагают бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, на исполнителя. Но при этом, закон не содержит положений, которые освобождали бы истца от обязанности доказать сам факт возникновения правоотношений, которые повлекли нарушение его прав.

2. Согласно СП 31-102-99 (актуализированному в 2009 году) "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения" и СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные инвалидам": "проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги".
Поэтому хорошо бы подготовить приказ о назначении ответственного за оказание помощи инвалидам, инструкцию о ее оказании, у входа указать номер телефона для ситуативной помощи и т.д.

3. Согласно части 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию и прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае "адаптивной" среды) должны стать имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте и предусмотренные для этого средства) - Приказ Минтруда России от 25.12.2012 №627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения с возможностью учета региональной специфики».

4. Обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений

5. А п. 4, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено сопровождение и оказание помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. То есть осуществление переоборудования помещения или его входной группы не является единственно возможным способом обеспечения доступности услуги.

6. Как Законом о социальной защите инвалидов, так и Законом о защите прав потребителей заявлять требования, связанные с защитой прав потребителей, инвалидов вправе некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме общественных объединений (организаций).
Ассоциация, как юридическое лицо, не наделена законом правом осуществлять общественный контроль, проводить независимую экспертизу качества, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей, обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), и не является общественным объединением, созданным и действующим в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей.
В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Согласно ст. ст. 48, 49, 53, 54 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей, имеющих надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законном, либо определены в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде. А право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
Инвалиды-колясочники в суд, как правило, не являются, а доверенность от их имени не предоставляется.
Ст. 222 ГПК суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
Либо ст. 135 ГПК Судья возвращает исковое заявление в случае, если исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд.

7. Ну и конечно же Ассоциацией нарушается и ФЗ о ЗПП в части прав общественных объединений, результаты своих проверок в уполномоченные органы они не направляют, акты не составляют и т.д. и т.п.
+ ФЗ об основах общественного контроля, ФЗ о защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении госконтроля
Скрыть текст


Ну и бродят в моей голове мысли о том, чтобы вынести все это счастье в общественное пространство.
Или заявить к этой Ассоциации иск о защите чести, достоинства и деловой репутации (поскольку ими размещается на сайте информация о нарушителях безбарьерной среды).

Я пробник Бога из журнала:
Чуть-чуть чудес, слегка любя.
За целым Богом обращайтесь
В себя