NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

ясная погода, без осадков

ощущается как +6

1 м/c,

южн.

755мм 62%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Бизнес Экономика Мультик-миллиардер

Мультик-миллиардер

Выпускник НГУ рассказал, как превратил популярный сериал «Маша и Медведь» в бренд с оборотом в 2,4 млрд рублей

Мультсериал «Маша и медведь» — один из немногочисленных примеров коммерчески успешного проекта в современном российском кино. При этом сам по себе мультфильм приносит создателям — студии «Анимаккорд» — не больше 20 % доходов, все остальное аниматоры зарабатывают на продаже товаров с изображениями героев мультфильмов. Превратить фантазию художников и сценаристов в деньги смог выпускник НГУ, работавший в свое время в целом ряде новосибирских компаний, а ныне директор студии «Анимаккорд» Дмитрий Ловейко. О том, как можно заработать на истории про шкодливую девочку, он рассказал НГС.БИЗНЕС.

Справка: Ловейко Дмитрий Геннадьевич окончил Новосибирский государственный университет в 1989 году по специальности «теоретическая кибернетика». Работал на Новосибирском жировом комбинате, в «Новосибирскхлебопродукте», был одним из создателей многопрофильной компании «Нонолёт».

Как давно вы работаете в Москве и как попали в мультипликацию?

В столицу я перебрался уже больше 7 лет назад, а в проекте «Маша и Медведь» работаю больше 5 лет. Хотелось бы уточнить, что здесь я наемный менеджер, задача которого — развитие и продвижение этого бренда на рынке. Я не имею отношения к созданию мультфильма — его делают профессиональные мультипликаторы студии «Анимаккорд». Ну и уж совсем было бы неправильно называть «Машу и Медведя» «проектом новосибирских предпринимателей», поскольку студия расположена в Москве.

После университета довольно долго работал в Новосибирске: был директором по маркетингу НЖК, директором по развитию «Новосибирскхлебопродукта». Анимация в этом ряду появилась, когда я уже перебрался в Москву, как один из бизнес-проектов, в котором группа физических лиц решила выступить в качестве инвестора, а меня пригласили его возглавить — как управленца, специалиста по маркетингу. Моя задача — не просто продать мультфильм для проката, а создать целостный бренд, с помощью которого можно было стабильно зарабатывать на продаже товаров под этой торговой маркой.

И сколько таких товаров вы сейчас выпускаете?

Товары выпускаем не мы, а наши партнеры, которые приобретают у нас соответствующую лицензию. Всего сегодня в производстве находится порядка 2,5 тыс. артикулов: продукты питания, одежда, канцелярские товары, журнал, книжки и т.д. Наша компания получает за право разместить на продукте образы из мультфильма роялти в размере в среднем 8–10 % от стоимости продукта. На российском рынке это основной источник доходов, поскольку сам по себе мультфильм (то есть продажа прав трансляции на телевидение, продажа DVD и легальное скачивание за деньги) приносит не больше 20 % от всех поступлений.

Я бы хотел подчеркнуть, что это тоже отдельная работа — нельзя просто так предоставить кому-то абстрактные права, и всё. У нас создано целое подразделение, задача которого вместе с производителями — разработать конечный продукт, который был бы хорошо воспринят потенциальным потребителем. Невозможно ведь просто взять и из нарисованного медведя сделать объемную игрушку. Для нанесения рисунков на одежду, на какие-то твердые поверхности все эти рисунки надо специально подготовить. И этим занимается не студия, а специальное лицензионное подразделение. Производители сначала должны изготовить промышленные образцы и показать нам, мы можем что-то скорректировать. И только потом, когда продукт прошел утверждение, он может быть запущен в серию.

Сколько вам удается зарабатывать таким образом?

Оборот всех товаров под нашими брендами в прошлом году составил порядка 2,4 млрд руб., из которых наша компания действительно получила в районе 200 млн.

Но это не прибыль — ведь мы же должны постоянно тратить деньги на производство новых серий, а у нас только в студии работает 50 человек. Добавьте к этому работу лицензионного подразделения, затраты на локализацию при продаже мультфильма за рубеж. Не говоря уже о том, что первые четыре года мы вообще не получали прибыли — наши издержки были выше доходов. Сейчас «Маша и Медведь» стал рентабельным проектом, но вся прибыль тратится на развитие и на возвращение взятых ранее кредитов.

Отдельно нужно сказать о борьбе с контрафактом. По нашим оценкам, доля его в объеме товаров с нашими брендами, которые можно купить на территории России, может достигать 40 %. На то, чтобы убрать такие товары с полок, тоже уходит немало сил и средств.

Тем не менее ваши мультфильмы можно бесплатно скачать в Сети и посмотреть на YouTube…

Мы сознательно пошли на это, поскольку отдавали себе отчет, что зарабатывать только на продаже контента в нашей стране будет невозможно — для нас важнее было получить как можно более широкий охват аудитории. В результате сегодня у нас только на YouTube общее количество просмотров по всем сериям перевалило за 1 млрд.

Сегодня, по данным компании KidsGlobal, 96 % девочек и 92 % мальчиков 3–6 лет знают персонажей нашего сериала, а на ТВ рейтинг передачи «Спокойной ночи, малыши!», когда там идет наш мультфильм, может достигать 6–7 % при доле в 15–17 %.

Насколько успешно удается экспортировать «Машу» за рубеж?

Сейчас мультсериал идет уже в 22 странах. Лучше всего он воспринимается в скандинавских странах, где снег и медведь — это такие привычные вещи. А вот в Австралии детям эта история оказалось непонятной, возможно, еще не «распробовали». Заявок много — мы постоянно участвуем в международных фестивалях, у нас уже полтора десятка призов, — но нужно понимать, что выход в каждую новую страну требует отдельной серьезной работы. Это взрослое кино можно выпустить с переводом субтитрами, и оно может найти своего зрителя. А дети 3-4 лет подстрочник читать не смогут. Для них нужно сделать полноценное качественное озвучивание с адекватным переводом.

Эти переводные мультфильмы тоже есть в YouTube?

Нет, на западных рынках мы ведем себя иначе. Там «Маша» доступна только на платных платформах или в эфирном вещании. Если мы дадим возможность разместить мультфильм на бесплатной площадке, то ни один канал в этой стране его не купит и никакой стабильной, широкой аудитории у него уже не будет. А для нас все-таки важно иметь достаточное количество зрителей, которое бы дало возможность продвигать бренд целиком. Мы даже отказываемся от возможности продать права трансляции какому-то небольшому каналу, чтобы быстрее получить отдачу, поскольку если мультфильм выйдет на каком-то маленьком канале в стране, то ни один основной телеканал его уже не купит.

На международном рынке тоже основные поступления обеспечивает продажа лицензий на использование бренда?

Единого соотношения нет — все зависит от конкретной страны. Где-то, где больше доля легального контента, доля от продаж самого мультфильма может быть чуть больше, например 30 %. А где-то вообще приближаться к 100 % — просто потому, что заработать на продаже лицензий там невозможно из-за особенностей менталитета или сложностей местного законодательства.

Мы можем перевести мультфильм на фарси и он может иметь успех в Иране, но как и с кем там работать по выпуску игрушек и продуктов питания — непонятно.

Вам не приходилось слышать, что ваша героиня «учит детей плохому»?

В России такого мнения придерживается примерно четверть взрослых зрителей. У них есть свое понимание того, что должны смотреть дети, и это их право. Понимая, что все равно как-то нужно реагировать на критику, мы запустили не так давно новый проект, который называется «Машины Сказки», где Маша рассказывает маленьким детям нравоучительные сказки и вообще ведет себя изумительно.

Но есть и другая точка зрения. У нас есть мнение серьезных детских психологов, которые говорили, что «Маша» — это очень полезный сериал, который показывает детям пример лидерства, того, как даже маленький человек может организовать мир вокруг себя. Вообще мне кажется, что обязанности по воспитанию детей лежат на родителях, а не на производителях мультфильмов. Именно они должны объяснять своим чадам, что хорошо в этом мире, а что плохо. Если вы считаете, что это неправильно, смотрите мультфильмы вместе с детьми и объясняйте, где герои действуют правильно, а где нет. Мы же не педагогический проект. Мы делаем мультфильм, который дети хотели бы смотреть.

Стас Соколов

Фото kinopoisk.ru (1), предоставлено студией «Анимаккорд» (2), автора (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления