NGS
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

4 м/c,

с-з.

755мм 36%
Подробнее
5 Пробки
USD 91,26
EUR 98,83
Реклама
Бизнес Экономика Хлеб в конце тоннеля (фоторепортаж)

Хлеб в конце тоннеля (фоторепортаж)

Единственная новосибирская мельница шокировала кредиторов тем, что продолжает работать, несмотря на банкротство и долг, втрое превышающий ее стоимость

Новосибирская область может лишиться единственного крупного зерноперерабатывающего предприятия. В середине мая «Новосибирский мелькомбинат № 1» был объявлен банкротом, а на этой неделе его имущество пытались начать описывать судебные приставы. На предприятии, однако, говорят, что намерены вернуть производству жизнь. Корреспондент НГС.БИЗНЕС вместе с генеральным директором мелькомбината Анатолием Бобковым прошелся по цехам, чтобы своими глазами увидеть, как выглядит сегодня это предприятие, которое в нынешнем году отмечает свое 70-летие, а заодно понять, нужно ли оно сегодня городу вообще.

Справка: ЗАО «Новосибирский мелькомбинат № 1» (НМК) входит в структуру ОАО «Новосибхлебопродукт» и является крупнейшим в Новосибирской области предприятием по переработке зерна с мощностью производства 600 тонн муки, манной крупы и отрубей в сутки. В середине мая по инициативе самого предприятия Арбитражный суд ввел на комбинате внешнее управление. Основной кредитор НМК — Россельхозбанк (РСХБ), в августе 2009 года выдавший мелькомбинату кредит 1,2 млрд руб., вернуть который в срок предприятие не смогло.

Строительство мелькомбината началось еще в 1937 году, а свой нынешний вид предприятие приняло в 1943-м. Во время войны в Новосибирск вместе с эвакуированными заводами приехало много новых жителей, которых нужно было чем-то кормить. Почтенный возраст предприятия кое-где виден невооруженным глазом.
Когда завод начинал строиться, это место было фактически краем города, а сегодня крупное предприятие находится совсем недалеко от центра. Анатолий Бобков признает, что это создает некоторые «логистические проблемы», но говорит, что поставщики зерна и покупатели муки стараются приезжать на комбинат в те редкие часы, когда на ул. Большевистской нет пробок.
Мелькомбинат — это перерабатывающее производство; чтобы ему было что продавать, оно должно закупить зерно, что делать в условиях банкротства непросто. Руководитель предприятия утверждает, что сейчас ему удалось договориться со многими хозяйствам о поставках в рассрочку. Принимают зерно на этих терминалах.
Несмотря на то, что в Новосибирской области больше нет мельниц сопоставимого размера, у мелькомбината хватает конкурентов с Алтая и Урала. В самой компании, правда, традиционно утверждают, что качество новосибирской муки выше. В частности, за счет более жесткого контроля входящего зерна, которое сначала проверяют в лаборатории.
Прежде чем попасть на мельницу, зерно должно быть очищено от примесей самого разного рода. Сначала оно поднимается наверх через многоуровневую систему фильтров. Большинство операций производства давно механизированы, так что помещения комбината выглядят довольно пустынно.
Такие камни в изобилии встречаются в сырье, которое поступает от поставщиков — их удаляют на одном из этапов фильтрации. Сегодня на мелькомбинате работают 345 человек, значительная часть которых нигде, кроме мукомольного производства, не трудились, и идти им в Новосибирске сегодня просто некуда.
По словам Анатолия Бобкова, огромные долги предприятия перед банком возникли по вине бывшего владельца комбината — столичной группы «ОГО», которая взяла под залог имущества мелькомбината кредит на закупку зерна, но куда потом делось это зерно — сейчас выясняет прокуратура.
Однако долги перед банком никуда не делись, и платить их, судя по всему, придется. Когда представители банка прошлой осенью приезжали на предприятие, чтобы оценить его состояние, то были крайне удивлены, увидев, что оно все еще работает, поскольку ожидали увидеть здесь пустующие цеха.
Это вальцевые мельницы, каждая из которых может давать продукт определенного помола. Подача зерна и забор муки производятся автоматически в непрерывном режиме. Сегодня строительство новой мельницы такого уровня обойдется в сотни миллионов рублей. Но при существующей невысокой рентабельности этого бизнеса найти таких инвесторов будет крайне сложно, считает Бобков.
Даже если «Мелькомбинат № 1» закроется, без муки хлебопеки, разумеется, не останутся. Однако везти зерно новосибирским хозяйствам придется в соседние регионы. На Алтае, например, работает сразу несколько крупных мельниц, «некоторые из которых» новосибирцы традиционно обвиняют в производстве дешевой, но низкосортной муки — с «присадками» и отбеливателями.
Сам мелькомбинат тем временем поставляет свою продукцию во многие российские регионы, где ее, как утверждают на предприятии, «используют в качестве улучшителя» муки других производителей. Тех самых, по всей видимости, которые делают муку с добавками и из низкосортного зерна.
Обычные покупатели (в том числе и в Новосибирске) знакомы с мукой предприятия по его продукции под маркой «Санчо-Панса», которая зачастую стоит дороже продукции конкурентов с Алтая. Простые обыватели, впрочем, о преимуществах новосибирской муки знают не всегда и берут то, что дешевле.
Сейчас руководство предприятия пытается выбраться из той ямы, в которую оно угодило за то время, пока заводом владела группа «ОГО». С сентября прошлого года эта структура уже не может влиять на принятие решений, хотя формально остается основным акционером, говорит Анатолий Бобков.
Однако желающих заполучить ценный кусок земли площадью 10 га на одной из самых оживленных городских магистралей хватает, говорит руководитель мелькомбината. Правда, будут ли новые собственники здесь молоть зерно — большой вопрос. Куда перспективней построить здесь, например, новый жилмассив и торговый центр.
Для банка продажа активов также могла быть хорошим выходом, однако все активы мелькомбината сегодня вряд ли стоят больше 400 млн руб., считает председатель совета директоров «Сибирской хлебной корпорации» (СХК) Дмитрий Терешков. Сейчас СХК предлагает Россельхозбанку выкупить предприятие, чтобы сохранить мельницу в НСО.
Пока же хлебозаводы СХК покупают муку в соседних регионах. Однако Анатолий Бобков надеется, что НМК все же удастся спасти. По крайней мере, предприятие уже готовится принять в этом году 25 тыс. тонн «интервенционного» (то есть закупаемого государством) зерна нового урожая.
Стас Соколов
Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления