Оператор связи «Новотелеком» (бренд «Электронный город») в понедельник, 10 октября, заявил об увеличении пропускной способности собственного канала передачи данных до 20 Гбит/с, что позволило на треть поднять скорость на безлимитных тарифах. Это заявление было сделано на фоне нарастающего числа жалоб на медленную работу сервиса YouTube. Генеральный директор «Новотелекома» Олег Игнатенко рассказал в интервью НГС.БИЗНЕС о причинах проблем с YouTube и объяснил своим абонентам, как правильно измерять скорость передачи данных.
В понедельник вы заявили о том, что увеличили скорости на всех своих тарифах. Ваши абоненты отреагировали на заявление нетипично: начали жаловаться на проблемы с YouTube. Расскажите, что происходит.
Первое. Проблема с YouTube есть, и это наша проблема. Мы ее не сваливаем на магистральных операторов, потому что мы сами вправе выбирать, кто будет нашим оператором и как у нас будет работать YouTube. Сейчас есть некоторые проблемы у магистрального провайдера ТТК. Они во вторник, 11 октября, проводили работы. До четверга должно быть видно, решилась проблема или нет. Та ситуация, которая сейчас есть, нас полностью не устраивает. День-два — и мы включим другой канал.
То есть дело в том, что у «Транстелекома» плохой канал?
Нет-нет! Сейчас эта проблема признана «Транстелекомом», но я не хочу, чтобы абоненты воспринимали такие заявления, как нашу попытку уйти от ответственности. Это наша проблема. Кто нам поставляет интернет — «Транстелеком» или кто-то еще, — это нам решать. Ну, и стоит понимать, что сам по себе YouTube — это очень сложный сервис. Это не какой-то сервер «ВКонтакте» или «Яндекс». Это целая сеть серверов, куда направляются запросы. Кстати, проблемы сейчас не только с YouTube, но и с трафиком с западных игровых серверов. Проблема связана с оборудованием третьей стороны, у которой мы арендуем канал. Во вторник в 16:00 его заменили. В среду вечером должны быть какие-то результаты, если их не будет, мы откроем другой канал.
Как вы оцениваете качество магистральных каналов связи? Их не так много в Новосибирске, и их качество, если верить вашим объяснениям, теперь уже напрямую влияет на жизнь горожан. «МегаФон» заявляет, что у них самый широкий канал, 240 Гбит…
Здесь можно как считать: от Новосибирска до Омска — 50, от Омска еще куда-то… То, что в Новосибирске нет 240, — это факт. Это какая-то суммарная пропускная способность сети, и я не знаю, в каких попугаях она меряется. С точки зрения качества, серьезное влияние оказывает рост нагрузки. В начале года у нас было 12 Гбит, сейчас 20, к концу года должно быть 25. И так у всех провайдеров. Мы боялись, что магистральные провайдеры не будут успевать модернизировать свои сети. Но они успевают. Временами выскакивают вот такие краткосрочные проблемы, связанные с болезнью роста. К нам как к крупному оператору очень внимательное отношение. В целом, качество магистралей, необходимый объем полосы есть. По пятибалльной шкале я бы поставил твердую четверку ситуации с магистралями в Новосибирске.
Вы зимой нам показывали графики нагрузки, линии на них были ровные, а сейчас с какими-то скачками. Что изменилось в поведении пользователей за полгода?
Эти скачки (Олег Игнатенко указывает на два ярких пика нагрузки, см. рис. 2. — К.М.) появляются в час ночи, когда отключаются все ограничения, а потом снова включаются в 11 часов. Это те самые «ночные ускорения» до 100 Мбит/с, которые мы ввели. Они не дают никакой нагрузки на операторов. Скачки — это у кого стояли какие-то закачки, они буквально за полчаса докачались, и нагрузка пошла вниз.
Когда борьба за абонентов войдет в фазу снижения цен?
У нас есть тарифы за 290, 390 руб. Я не думаю, что дальше будет какое-то снижение цены. Я всегда внимательно смотрю, какие цены в Москве. У нас сейчас московские цены. Я не думаю, что дальше будет какое-то падение. Раньше цены были высокие, и средний чек с абонента по городу был 700 руб. Сейчас это около 500 руб. Я не думаю, что снижение цен как-то повлияет на приток абонентов. У всех операторов есть тарифы за 300 руб.
Стоит ли ожидать в ближайшее время появления медленных безлимитов за 100–150 руб. в месяц?
А где-то в России вообще есть такие тарифы? Ну, есть у нас 1 Мбит за 290 руб., 4 Мбит за 390 руб. Вводить тариф за 100 руб., я думаю, не рентабельно. Я бы не сказал, что тариф за 290 руб. какой-то жутко популярный. На него очень редко подключаются. В десять раз реже, чем на самый популярный.
Как и чем нужно правильно мерить скорость?
Я не совсем понимаю, зачем пользователям ее мерить. Скорость — это уровень комфорта. Тебе комфортно — значит, хорошая скорость. Вот и вся «мерилка», по большому счету. Мы сами регулярно тестируем скорость и пинг в различных направлениях: lib.ru, ttk.ru, серверы warcraft, ngs.ru, youtube, drom.ru и так далее. Мы видим задержки, потери пакетов и оперативно реагируем на это. С точки зрения абонентов, измерять скорость можно торрентами и подобными сервисами, которые позволяют вести многоканальную закачку. Это мое субъективное мнение.
Недавно «РИА-Аналитика» объявила о том, что в Новосибирской области проникновение интернета ниже, чем в соседней Омской. Как так получилось?
В конце сентября в Новосибирске было 380 тыс. абонентов. По данным мэрии, в городе всего 570 тыс. квартир. Уровень проникновения — 66,4 %. Что и как считали в том отчете, на который вы ссылались, я не знаю. В процентах Новосибирская область менее урбанизированная, чем Омская. В Новосибирской области около 70 % населения живут в большом городе, в Омской — более 80 %. В Омске очень сильные операторы, хорошо развит рынок, из лидирующих операторов там «ЭР-Телеком» на первом месте, затем «Ростелеком» и «Омские кабельные сети». Город достаточно компактный, с точки зрения строительства сетей очень привлекательный. В отличие от Красноярска, в котором рынок широкополосного доступа (ШПД) сильно фрагментирован и мелкие компании занимают очень большую его долю.
Сколько сейчас абонентов в «Электронном городе»?
Сейчас их 125 тыс. С начала года мы приросли на 25 тыс.
В каких районах Новосибирска самый активный прирост абонентской базы, в каких — самый активный отток?
Во всех районах прирост примерно одинаковый. Обычно активнее всего растет абонентская база там, где мы только-только строим сеть. Прирост базы происходит за счет двух моментов: роста проникновения и «перетока» абонентов между операторами. До 50 % подключений — это перешедшие к нам абоненты других операторов.
И вы, соответственно, столько же теряете?
У нас есть все данные по этому вопросу, но мы их не называем. «Переток» сейчас составляет существенную долю в новых подключениях.
То есть более 12 тыс. абонентов в этом году — это люди, которые раньше не ходили в интернет? Кто эти люди, которые не знали до 2011 года, что такое домашний интернет? Где они были, когда казалось, что все уже в интернете?
На самом деле это только так казалось. На начало 2010 года проникновение интернета составляло процентов 40–45. За 2010-й оно выросло процентов на 15. Это иллюзия, что все пользуются интернетом. Сейчас это только 66 %. До 90 % рост будет смелый, я считаю.
Может быть, у вас есть желание сделать какое-нибудь интересное заявление?
Я думаю, что в ближайшие две недели НГС первому расскажу.
Кирилл Маковеев
Фото предоставлено компанией «Новотелеком»