NGS
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+3°

ясная погода, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

зап.

764мм 56%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Бизнес Экономика «Кролики — это топовая позиция»

«Кролики — это топовая позиция»

В Новосибирске за 5 миллионов создали мгновенно окупившийся бизнес — золотым дном оказались пушистые кролики, кенгуру и поросята, которых дают погладить детям

Контактный зоопарк «Лесное посольство», создатели которого когда-то начинали в Новосибирске с парка экзотических бабочек, принялся стремительно открывать филиалы по всей стране — настолько успешным оказался бизнес на желании детей потрогать кролика или козу. Корреспондент НГС.БИЗНЕС поговорила с основателем зоопарка Александром Федоровым о том, почему он не побоялся сводить детей с животными, что нужно для открытия своего зоопарка и на какую прибыль можно рассчитывать.

Справка: Федоров Александр — родился в Перми в 1980 году. Окончил химический факультет Пермского госуниверситета и Урало-Сибирский институт бизнеса по программе MBA. Занимается бизнесом с 2005 года. Увлекается путешествиями, кайтсерфингом и серфингом. Создатель сети контактных зоопарков «Лесное посольство», которые работают в концепции интерактивной образовательной площадки, предлагая 48 обучающих программ. Основная идея — пропагандировать жизнь в гармонии с природой и знакомить людей с привычками и законами жителей леса, указано на сайте проекта.

Почему вы беретесь именно за такие проекты — сначала парк бабочек, потом контактный зоопарк?

Во-первых, это необычный проект, и он нам — мне и партнеру — нравится. Начав с парка бабочек в 2010 году, мы поняли, что бизнес связан с позитивом — это всегда улыбки и куча положительных отзывов, если сравнивать со строительным бизнесом, которым я раньше занимался. Я понял, что здесь совсем другая специфика. Во-вторых, мы уже какое-то время поработали на этом рынке, и из-за этого работать проще. Вообще, идея заняться этим бизнесом пришла после того, как мой партнер, вернувшись из Азии, предложил создать островок тропиков, который он увидел в Сингапуре. Мы начали размышлять, как это сделать, и поняли, что в принципе это возможно, — так появился первый парк бабочек. Далее, развивая этот бизнес, мы решили добавить контактных животных, после чего поняли, что это может стать самостоятельным направлением. Так, в частности, появился зоопарк «Лесное посольство», который сейчас работает в Новосибирске и еще четырех городах. Он появился спустя 2 года после того, как был открыт «Парк бабочек».

Сколько стоит завести контактный зоопарк и какова примерная окупаемость? Насколько проект оправдывает ожидания в финансовом плане?

Мы тратим порядка 5 млн руб. на открытие одного зоопарка. Сюда входят аренда площади 300–400 кв. м, все отделочные работы и интерьер, наем персонала и покупка животных, а также согласования с администрациями и контролирующими органами.

Рентабельность примерно 25 %. В некоторых городах наши зоопарки, проработав не меньше года, уже окупились, другие нет — это зависит от специфики региона. Наибольшая конкуренция у нас в Казани и в Москве. Стоимость посещения — 250 руб. за человека, дети до 3 лет проходят со взрослым бесплатно. За эти деньги человек может находиться зоопарке неограниченное время: брать живность на руки, играть, если животное к этому расположено, кормить. Средняя стоимость порции лакомства — 50 руб., свою еду можно давать только при предъявлении на нее сертификата, поэтому используют в основном нашу.

Кроме этого, в первый год работы люди знакомятся с услугой, она приобретает популярность. При открытии первого контактного зоопарка для нас, по большому счету, была интрига в том, как будут реагировать люди и сколько денег это будет приносить.

Когда мы запускались, похожий проект был только в Екатеринбурге — это была какая-то комната с животными, не знаю, развивается сейчас он или нет. Сейчас я могу сказать, что наши финансовые ожидания оправдались, и мы расширяем сеть. С октября откроются два новых зоопарка: еще один в Москве, другой — в Санкт-Петербурге. Пять уже работают — в Екатеринбурге, Перми, Москве, Новосибирске и Казани.

Вы взялись за проект в городе, где у вас мощный конкурент — один из лучших в России зоопарков. И пусть животные в основном там отделены от зрителей, зато их на два порядка больше и бизнес на семейном досуге там налажен. Это не смущало?

Нам нравится Новосибирский зоопарк, мы на него ориентируемся. Мы посчитали, что раз такой замечательный зоопарк есть в Новосибирске, то у него есть деньги на развитие, которые несут ему люди, так как они любят животных. Кроме того, Новосибирск выделяется огромным числом зоомагазинов — в других городах я такого не видел. Явно у сибиряков есть любовь к животному миру, которую мы взяли за основу. То, что мы сделали, по факту имеет одну и ту же целевую аудиторию, но это абсолютно разные продукты, потому что у нас животные небольшие и контактные, какие-то из них живут с человеком 7 тыс. лет, а зоопарк представляет большое видовое разнообразие, с которым можно познакомиться. У нас можно на уровне чувств узнать какие-то особенности животных благодаря специальным программам, которые разработаны только нами. Плюс сам контакт ребенка и животного с точки зрения его значения для малыша очень сложно объяснить — для детей покормить и погладить животное очень интересно и познавательно.

Какие животные самые популярные у посетителей? Расширение числа видов планируете?

Самые популярные — это кролики. Это топовая позиция из всех 15 видов, которые у нас есть.

Еще у нас есть козочки, мини-пиги, ослик, ручные попугаи, кенгуру, лис, не имеющий гена агрессии, морские свинки, цыплята, рептилии и др.

Пока планов расширять «ассортимент» у нас нет, потому что если ты пообщаешься со всеми пятнадцатью видами, этого уже достаточно. Возможно, есть смысл менять виды — кого-то добавлять, а кого-то убирать, но расширять зоопарк смысла нет. Во-первых, потому что мы ограничены количеством ручных животных, с которыми контакт будет безопасен для обеих сторон. Во-вторых, количество животных ведет к увеличению затрат на их содержание. В частности, это персонал и рацион.

Контакты детей с животными должны вызывать сильный и понятный интерес разного рода санитарных и прочих госорганов. Насколько сложно было открыться, как активно вас донимают проверками и грозили ли закрыть из-за каких-либо нарушений?

Вход на рынок и знакомство с ветеринарными службами были достаточно сложными, так как в каждом городе ветеринары действуют по-разному — кто-то боится у себя в городе иметь такой зоопарк, для многих это было в новинку. Сейчас уже проще находить общий язык, так как есть работающие проекты, примеры которых можно привести в качестве аргумента. Вообще, мы руководствуемся законодательством и всё, что необходимо, соблюдаем. В процессе работы мы поняли, что это самый короткий путь построить отношения с теми или иными госорганами. В Новосибирске «Лесное посольство» изначально открывалось с согласования ветслужбой, в принципе особых препятствий со стороны ветеринаров мы не чувствуем — закрыть нас не пытаются. Самое сложное, с чем пришлось столкнуться, — это одобрение наших потенциальных посетителей, так как изначально было беспокойство о том, примут ли наш продукт.

Как часто дети наносят вред животным и наоборот?

Такое не исключено, но обычно дети это делают не нарочно, часто опыт «зоообщения» ребенка ограничивается домашними животными, кошкой или собакой, но не все умеют обращаться с кроликами или цыпленком, к примеру. Это и есть функция контактного зоопарка.

Для этого в зоопарке работают смотрители, задача которых сделать контакт безопасным для обеих сторон: они учат правильно держать, трогать и т.д. Если контакт проходит верно, то животное не будет проявлять агрессию. Все наши питомцы заранее проходят адаптацию и привыкают к рукам. Такого, чтобы кого-то затискали до полусмерти, у нас не было — зачем нам в таком случае персонал? Случаи агрессии со стороны животных на моей памяти бывали, но они были обусловлены неподобающим поведением людей, при этом обычно все удается улаживать на месте.

Например, однажды при мне наш лис серьезно испугал человека из-за того, что взрослый мужчина прошел в вольер с колбасой, хотя у нас везде написано, что свой корм давать животным нельзя по ветеринарным требованиям.

У лиса сработал инстинкт — он задолго почуял колбасный запах, и когда посетитель приблизился, кинулся к нему, чуть не укусив за руку, в которой была еда.

Человека попросили покинуть вольер и объяснили, почему себя так повело животное.

Никакой опасности даже в таких случаях для человека нет — все животные у нас привиты. Кроме того, у животных бывают разные периоды, когда они не могут работать с посетителями, в это время их изолируют, ограничивая контакты с людьми. Бывает, что сами животные, так же как и люди, конфликтуют, нанося друг другу такие увечья, что приходится обращаться к ветеринару. Животные себя проявляют очень по-разному по отношению друг к другу, в этих случаях мы их отсаживаем либо переводим дебоширов или изгоев в другой зоопарк и подбираем новых партнеров.

Что вы сами считаете основными рисками в этом бизнесе?

Во-первых, это покупательная способность населения, на которую сейчас влияют внешние факторы — если у людей будут сокращаться доходы, они буду экономить, в том числе и на походах в наш зоопарк. Во-вторых, изменения законодательства, регулирующие деятельность зоопарков. В ближайшее время Госдума планирует внести изменения в части требований к частным зверинцам, возможно, их будет сложно выполнять. На мой взгляд, активность законодателей связана с московским трендом, когда торговые центры ради привлечения покупателей открывают собственные зоопарки, которые конкурируют с центральным, пример этому торговый центр «Рио» (принадлежит Tashir Group. — Н.Г.), который обзавелся собственным зверинцем примерно на 2 тыс. кв. м, а это не всем нравится.



Настя Гринёва
Фото представлено Александром Федоровым

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления