NGS
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

1 м/c,

вос.

762мм 33%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Бизнес Экономика Кризис-2015: город перекосило

Кризис-2015: город перекосило

Новосибирцы увидели истинное лицо кризиса — улицы наводнили пустые рекламные щиты и витрины, а владельцы «Мерседесов» ринулись таксовать

Драматический обвал рубля в конце 2014 года снова вернул понятие «кризис» в словарный запас населения и чиновников, которые еще не успели забыть 2008 год. Уже сейчас новосибирцы могут разглядеть его истинное лицо на городских улицах: заметно опустевшие рекламные щиты и избыток пустых помещений с вывеской «аренда». На фоне безнадежного ландшафта есть плюсы: на услуги такси упали цены. Корреспондент НГС.БИЗНЕС собрала основные приметы нового кризиса и выяснила, чем он отличается от двух предыдущих.

Реклама не двигает торговлю

С середины 2014 года размещение рекламы на наружных носителях снизилось на 30–40 %, рассказал председатель комитета рекламы и информации мэрии Новосибирска Сергей Мурзинцев газете «Ведомости». Прогноз экспертов издания на этот год — падение еще на 20 %. «Спад касается рекламных конструкций, которые размещены в спальных и отдаленных районах — Кировском, части Заельцовского, Ленинского, Дзержинского районов. Рекламные щиты в центре пользуются спросом. Также имеет место незначительное снижение цены — 10 %», — пояснил совладелец ГК «РиМ» Марк Василенко, уточнив, что пустые щиты обусловлены сокращением бюджетов у рекламодателей.

это позволило легче перенести кризис. Город ввел эти сборы, так как пытался пополнить свой бюджет, но в результате это вопрос не решило. А отрасли сейчас гораздо тяжелее», — продолжает Василенко. Но, на его взгляд, есть и плюс: отличие 2008 года в том, что тогда был просто обвал, а в текущем — постепенное снижение спроса, констатирует бизнесмен. При этом он вспоминает, что в 1998 году был болезненный переход от расчетов в валюте на рубли, а спрос был хаотичный. «В 98-м число конструкций было на порядок меньше, поэтому спад (пустые щиты. — Н.Г.) не был так заметен, сейчас мощностей до 20 раз больше», — сказал Василенко.

В приемной агентства «ДизайнМастер», щиты которой в основном занимает реклама интернет-провайдера «Электронный город» (обе компании входят в бизнес-группу «Септима»), корреспонденту НГС.БИЗНЕС сказали, что свою деятельность в СМИ не комментируют — таково распоряжение руководства.

«Люди проедают автомобили»

Благодаря последним двум кризисам поездка в такси в Новосибирске перестала быть роскошью, констатируют эксперты. «Цены после нового года снизились примерно на 10 %. Причина — рыночный механизм: число желающих поехать сейчас на такси меньше, чем число желающих таксовать», — сказал директор такси «Лидер» Вячеслав Шевченко.

«Стоимость проезда не снизилась, а снизилась цена поездки, декларируемая диспетчерскими службами, использующими труд нелегальных извозчиков. В результате люди проедают свои автомобили по этим тарифам:

он в моменте денег получил сегодня, а расходы на ремонт, замену шин, страховку не учитывает», — замечает директор такси «Мой город» Евгений Рыдкин. Так было и в 2008-м, вспоминает он, у него спрос тогда упал на 13 %. «Те, кто ездил за 80 руб., — когда у них их не стало, пересели на маршрутки», — сказал Рыдкин.

Директор некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири» Ирина Зарипова подтверждает: на одного легального таксиста сейчас 10 нелегальных, в таксисты ринулась армия подработчиков, которые таксуют после работы. «В 2008 году был большой приток водителей, цены не снижались. Сейчас проблем с водителями нет, компании дерутся за клиентов и снижают цены. Минимальная поездка в городе сейчас стоит 105 руб. С 2007–2008 годов цены не повышались», — констатирует Зарипова. В 98-м такси могли себе позволить только богатые люди, а заявки принимали только 3–5 фирм — рынок только зарождался, а сейчас эта услуга стала массовой, вспомнила она.

Директор такси «Лидер» Вячеслав Шевченко также отметил, что в последнее время в такси идут работать люди с более новыми машинами выше классом, чем до кризиса. «Раньше водитель с «Мерседесом» или «Инфинити» приходил работать в такси ну в самых редких случаях, сейчас их стало больше, а новые, красивые машины — так вообще обычное дело», — говорит он.

В аренду на любых условиях

Ещё один вид мягкого оскала нового кризиса — зияющие пустые витрины бывших магазинов, кафе и ресторанов с надписями «Аренда». Аналитики рынка коммерческой недвижимости причину опустевших торговых площадей в центре города видят не только в кризисе. «Власти запретили парковки на Красном проспекте и ул. Советской, что привело к сворачиванию магазинов, весь прошлый год замедлялся оборот розничной торговли, появились новые торговые центры, перетянувшие ритейлеров, а также число мест общепита достигло рекордного числа. Из-за этого кому-то приходится умирать», — перечисляет директор исследовательской компании RID Analytics Елена Ермолаева. Эксперт вспоминает, что в 2008-м всё так же резко освободилось и откорректировались цены, как и сейчас, но существенное изменение в рынок внесли появившиеся TЦ:

«Если раньше самые высокие ставки были на торговую недвижимость на улице вблизи площади Ленина, то сейчас это TЦ. По помещениям, которые давно ждут без арендаторов, можно отдавить довольно сильно — до 1500 руб., хотя раньше было 2500–3500 руб. за кв. м», — говорит Ермолаева.

Управляющий партнер Nazarov&Partners Александр Назаров замечает, что бизнес перестал так остро реагировать на кризис, в этот раз все происходит более плавно: «Тогда прям нервные срывы были, а сейчас этого нет… Как будто все уже закалились, понимают в какой стране они живут», — говорит он. В торговой недвижимости весь прошлый год был тяжелый — с конца лета – начала осени началось снижение цен: половина собственников, не видя клиентов, уже были готовы снижать цену на 20 %. «Сейчас есть собственники, готовые сдать на любых условиях, лишь бы оно не пустовало, есть готовые к гибким переговорам, в меньшинстве те, кто занимает жесткую позицию», — констатирует аналитик.

Текущий кризис может лишить новосибирцев прогулок по магазинам в центре города — одежные ритейлеры оказались в сложном положении из-за падения рубля и сокращают число магазинов, отдавая предпочтения ТЦ, резюмирует Елена Ермолаева.



Настя Гринёва
Фото Александра Ощепкова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления