Дешевеющая валюта подает надежды покупателям однажды найти в магазинах более дешевые импортные товары. Однако продавцы не спешат переписывать ценники — на складе большие запасы товара, купленного по высокому курсу, вздыхают они. А вчера американская валюта и вовсе отыграла заметную часть потерь. Чтобы узнать, когда управленцы отреагируют на укрепившийся по сравнению с зимой рубль и снизят цены на заграничные товары, корреспондент НГС.БИЗНЕС спросила у продавцов авто, одежды, бытовой техники и других непродуктовых категорий, стоит ли ждать ускоренного падения цен в ближайшее время и на сколько доллар должен упасть, чтобы цены на их рынках активно пошли вниз.
Наталья Жданова, гендиректор ГК «СЛК-Моторс» (дилерские центры Hyundai, Toyota, Porsche, Lexus): «Мы работаем по рекомендованной розничной цене, которую производитель диктует на всю Россию, поэтому никто из дилеров это делать в индивидуальном порядке не может. Производители пока не пошли на то, чтобы снижать цену исходя из того, что курс укрепляется не такое долгое время, а производственный цикл и оплата производителям автомобилей, доставка и продажа занимают гораздо больше времени. Мы сами с нетерпением этого ждем и считаем, что пришла пора подумать об этом. Вместе с тем фактор того, что укрепление рубля носит кратковременный характер, никто не отменял: будут ли производители менять ценообразование из-за такого маневра — пока большой вопрос. Ну и самый главный фактор — это то, что пока склады заполнены автомобилями по более высокому валютному курсу.
Сейчас мы видим, что продажи на паузе: трафики в салоны большие, но по контрактованию у нас у всех небольшие показатели, так как народ ждет. Возможно, позиция выжидания покупателей сподвигнет производителей [на снижение цены].
Павел Воробьев, менеджер по PR-коммуникациям компании «Техносила»: «Постепенное укрепление рубля, безусловно, оказывает положительное влияние в сегменте продаж бытовой техники и электроники. Сейчас в сети "Техносила" уже снижены цены на несколько категорий продуктов.
Например, на мелкую бытовую технику — Tefal, Moulinex, Rowenta — цены были снижены на 10 %.
Сейчас мы продолжаем вести активные переговоры с поставщиками и надеемся, что в ближайшее время цены продолжат снижаться. Говорить о каком-то рубеже сложно, так как уже сегодня при нынешнем курсе цены на бытовую технику и электронику снижаются».
Елена Виноградова, директор по маркетингу и поставкам ГK «Аскания» (обувной ритейл): «Наши цены в первую очередь обусловлены стоимостью валюты, так как основной пул наших поставщиков — зарубежные компании. В сезоне весна-лето-2015 снижение курса, к сожалению, не сможет отразиться сразу же на розничных ценах из-за того, что наш рынок так быстро не отыгрывает изменение в курсе. Новые коллекции были заказаны и оплачены в начале года при высоком курсе, так как мы размещаем заказы на производство обуви за 6-7 месяцев до ее поступления в продажу и обязаны учитывать курс на дату оплаты заказа. В то же время мы изначально понимали, что рост розничной цены, адекватный росту курса валюты, — это шок для покупателя, поэтому очень внимательно подходили к ценооборазованию в этом году, уменьшая затраты, ведя переговоры и пересматривая наши базовые наценки в меньшую сторону. Благодаря этому удалось удержать рост розничных цен в коридоре 20–30 %, притом что стоимость доллара даже сегодня выше уровня прошлого года на 40 %.
Потребители, возможно, увидят снижение цен у тех игроков рынка, кто формирует свой ассортимент из того, что есть в наличии у поставщиков. Например, есть небольшие магазины или шоу-румы, которые каждые 2 месяца привозят из Китая новый товар, выбирая его из готовых предложений. Если мы говорим об активном, заметном для покупателя снижении у крупных ритейлеров, то это коридор от 40 до 45 руб. за доллар. В текущих условиях такие цифры пока маловероятны».
Андрей Симкин, директор по маркетингу «Леруа Мерлен»: «Некоторые поставщики уже снизили цены, сейчас ведутся дальнейшие переговоры. Уровень снижения цен зависит от многих факторов, таких как валютная составляющая в цене товара, условия договора, банковские ставки на кредиты, факторинг и, наконец, насколько выросла цена за время падения рубля. Снижение цен обязательно будет при стабильном курсе рубля и снижении ключевой ставки.
Для того чтобы потребители заметили существенное снижение цен в магазинах, на мой взгляд, курс доллара должен держаться не выше 52 руб. за доллар.
Главные факторы — стабильный курс и возможность кредитоваться, это позволит поставщикам и производителям планировать свои расходы на среднесрочный период и снижать страховые запасы, что приведет к снижению цен».
Игорь Маслаков, управляет салонами европейских брендов одежды Stern, Only you, Steilmann, Gerry Weber: «Мы уже снизили цены на 20 % во всех магазинах, но пока это носит акционный и бессрочный характер, так как четкой определенности в том сколько будет продолжаться укрепление рубля и как быстро будет разворот нет. Правда, сейчас у нас появилась надежда оплатить будущую поставку по небольшому курсу, что отразилось на ценниках наших в салонах. При текущей динамике укрепления рубля, на мой взгляд, непродовольственный ритейл, в частности одежный, будет снижать цены из-за низкой покупательской активности и высокой конкуренции. У нас цены двигаются прямо пропорционально снижению цены валюты».
Галина Машухова, руководитель представительства Tez Tour в Новосибирске: «У нас на сайте есть цены в валюте и в рублях по текущему курсу, поэтому, как только доллар упал, у нас сразу же на столько упала цена.
Сейчас у нас есть единичные случаи, когда клиенты хотят перебронироваться по новой стоимости, но с этим не так всё просто, так как новую заявку отель может не подтвердить из-за того, что может быть всё разобрано.
Еще нюанс — это штрафные санкции: от отеля, а также сейчас из-за укрепления рубля собственные штрафы вводят и некоторые туроператоры. Хотя разумеется в некоторых случаях перебронироваться может быть действительно выгодно. Например, если человек в январе забронировался на сентябрь, то, скорее всего, на это время еще есть свободные номера, а отель не возьмет штраф за отмену. Сравнивая цены апреля прошлого года с сегодняшними, можно сказать, что они поднялись всего на 15 %, спрос постепенно восстанавливается, отчасти это связано и с укреплением рубля, а не только с сезонностью. Для нашего бизнеса не столько важна стоимость доллара, сколько стабильность курса — мотивация поехать отдохнуть, когда всё стабильно, наиболее сильна, чем при валютных скачках».
Настя Гринёва
Фото РИА Новости, Александр Демьянчук