NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

ясная погода, без осадков

ощущается как +7

1 м/c,

ю-в.

762мм 47%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Бизнес Экономика «Все ждут более негативного сценария»

«Все ждут более негативного сценария»

Новосибирцы удвоили сбережения на черный день, готовясь к обрушению экономики, — ради этого они ходят в рестораны со своей едой и отказались от новых машин

Новосибирцы боятся ухудшения своего финансового положения, поэтому откладывают на черный день и экономят на товарах, без которых могут обойтись. В результате розничные продажи во многих сегментах идут вниз, а бизнесмены не верят, что прежняя покупательная способность когда-нибудь восстановится, — время бездумных трат, по их мнению, безвозвратно потеряно. Что заставило горожан вспомнить о заначках и от чего для этого пришлось отказаться — в материале НГС.БИЗНЕС.

Статистики заметили серьезные изменения в том, как новосибирцы теперь распоряжаются своими финансами. В частности, в структуре использования денежных доходов населения, которую ежемесячно мониторит Новосибирскстат, выросла доля сбережений и сократились траты на покупку товаров и оплату услуг.

Статистика оборота розничной торговли еще более драматична: за прошедшее полугодие ритейл потерял 17 %, максимально провалившись в июне — на 20 %.

Стремление к накопительству подстегнули и взлетевшие ставки на банковские депозиты в конце прошлого года. Так, основной причиной ухудшения результатов одного из крупнейших российских банков — ВТБ24 (убыток в 12,3 млрд руб. по итогам 1-го полугодия 2015 года против прибыли в 10,5 млрд руб. за аналогичный период прошлого года) — его президент Михаил Задорнов назвал дорогие депозиты населения, из-за которых увеличились выплаты по вкладам. «Население вновь перешло к сберегательной модели. Рост депозитного портфеля с учетом валютной переоценки составил около 130 млрд руб., это в разы больше, чем в прошлом году», — процитировал банкира сайт РБК.

Заместитель декана по науке факультета экономики и финансов СИУ РАНХиГС Александр Фалеев называет две причины появления картины, которую видят статистики и банкиры. Основная — боязнь за свое будущее: «Только упомянули слово "кризис", хотя власть всеми способами в общем-то его избегает, и люди стали копить. Все ждут более негативного сценария — вот и на черный день откладывают деньги».

Другая причина, по мнению ученого, — это то, что многие нашли в своем бюджете второстепенные траты, от которых в состоянии отказаться: люди обнаружили, что у них остаются деньги и они не голодают, если не тратить деньги на вещи не первостепенной важности.

При этом отказ от таких расходов отчасти обусловлен скачком цен на импорт. «Люди экономят на неоправданно возросших ценах на импортные товары, без которых могут обойтись», — продолжает Фалеев.

Как будут вести себя новосибирцы в дальнейшем со своим бюджетом, будет зависеть от того, появится ли уверенность в завтрашнем дне. «Не исключено, что по прошествии определенного времени люди начнут эти сбережения осваивать: кто-то увеличивать жилплощадь, кто-то приобретать бытовую технику, летать за границу и т.д., но на сегодняшний момент ни для кого не ясно — ни для населения, ни для экспертов, — что будет осенью», — констатирует Александр Фалеев.

Опрошенные корреспондентом НГС.БИЗНЕС представители бизнеса, продающие товары, не входящие в группу первой необходимости, сообщили, что об изменении потребительского поведения красноречиво говорят их показатели за прошедшее полугодие.

«Мы видим падение рынка в бьших масштабах, чем оно планировалось — практически двукратное падение, потому что в это время люди не тратят на товары не первой необходимости, это очевидно. Подобные кризисные явления проходят именно с таким апломбом — люди начинают накапливать», — говорит гендиректор ГК «СЛК-Моторс» (дилерские центры Hyundai, Toyota, Porsche, Lexus) Наталья Жданова. В отношении брендов, представленных в «СЛК», Жданова отмечает, что поклонники Porsche покупку нового авто не откладывают и в результате продажи этого бренда выросли в 2 раза: «Этот сегмент клиентов продолжает тратить и жить в свое удовольствие, слава тебе господи!» — радуется бизнес-леди. В целом, по данным компании «Автостат Инфо», оборот рынка новых автомобилей в регионе провалился за полгода на 27,8 % к уровню прошлого года.

Коммерческий директор «ТехноСити» Сергей Которов не стал называть цифр сокращения продаж по своей сети, но сказал, что, как и другие ритейлеры, его компания находится в общем тренде, который аналитики оценивают в 20–30 % сокращения рынка по электронике.

Сейчас, по его наблюдениям, покупатели либо переходят в более бюджетный сегмент, либо отказываются от покупок совсем. Еще один показатель экономии, которого раньше не было, с его слов, — это рост обращения по ремонтам, т.е. люди чинят старое, а не покупают новое. «Люди стали более требовательно относиться к покупкам, осознаннее», — поделился бизнесмен. В «МегаФоне» также заметили новые тенденции по отношению к покупкам. Средняя цена проданного смартфона в розничной сети «МегаФона» составила 5,8 тыс. руб., что на 17 % меньше по сравнению с годом ранее. «В случае с планшетами средняя цена составила 6,1 тыс. руб., за год снизившись почти на треть», — сообщила пресс-служба сибирского филиала мобильного оператора.

Верстка полетных программ на лето туроператорами совпала с высокими цифрами в российских обменниках на валюту, в результате они были сокращены с предвкушением грядущего падения спроса по европейскому направлению на 70 % и в Турцию — на 30–40 %, рассказывали НГС.БИЗНЕС туроператоры. Основными жертвами сокращения летнего отдыха в Новосибирске стали Италия и Испания, куда отменили прямые перелеты. В результате, по данным исполнительного директора Новосибирской ассоциации туристских организаций Светланы Фоменко, туриндустрия ожидает падения числа новосибирских туристов, отправляющихся за границу, на 30 % в этом летнем сезоне.

Совладелец ресторана Red House Сергей Лунев говорит, что в его ресторан люди как ходили, так и ходят, но замечает, что теперь значительная часть интересуется спецпредложениями, на которых можно сэкономить. «Люди не хотят отказываться от удовольствий, на мой взгляд, просто хотят их получать дешевле. А по банкетам тенденция такая: люди хотят отметить, но приходят договариваться о специальных условиях. Можно сказать, что три банкета из четырех — это усложнившийся переговорный процесс», — поведал о закулисье своего бизнеса ресторатор. В частности, по его словам, гости чаще всего просят разрешить принести с собой алкоголь, тортик, фрукты.



Настя Гринёва
Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления