NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

ясная погода, без осадков

ощущается как -2

1 м/c,

южн.

762мм 83%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Бизнес Экономика Азбука бизнеса «Топ-книги»

Азбука бизнеса «Топ-книги»

Бедность вынудила ученого-физика создать лучшую компанию на рынке книготорговли

Владелец 80 % акций «Топ-книги» и ее гендиректор Георгий Лямин начинал свой бизнес в переломный 1991 год. Ученый-физик решил заняться коммерцией, чтобы прокормить недавно родившуюся двойню, зарплаты в Институте гидродинамики на это уже не хватало. Кстати, жене Георгия Лямина – Татьяне Вороновой принадлежит еще 10 % уставного капитала «Топ-книги», кроме того, она до недавнего времени являлась финансовым директором компании. В одном из интервью она призналась, что начать бизнес супругов вынудила нужда.

«Когда в 1991 году у нас родились дети, я работала старшим инженером, а Георгий Александрович младшим научным сотрудником. Получилось так, что декретные деньги мне выплатили перед 1 апреля, когда началась «павловская» реформа. Полученных средств не хватило даже на пару пеленок. Мы столкнулись с резким падением уровня жизни нашей семьи, перешли в ранг нищенствующих. Я хорошо помню это чувство, близкое к отчаянию. Оно было очень сильным», – рассказывала Татьяна Воронова. Это заставило Георгия Лямина найти более близкую для себя нишу – ей оказались книги – и организовать сначала «челночную» торговлю.

Компания «Топ-книга» появилась в 1995 году, до этого ее учредители – научные сотрудники из институтов Академгородка – работали в рамках фирмы «Тесса». Они привозили книги из Москвы и продавали их уличным торговцам. Два года «Топ-книга» продавала книги только оптом, а в 1997 году арендовала книжную ярмарку «Гагаринская», которая стала крупнейшей в Новосибирске по товарообороту. Этот опыт заставил компанию открыть розничные магазины книготорговли, которые в 2000 году были объединены в фирменную сеть «Книгомир».

Пионерским форматом стал «Книгомир», в 2000 году вышедший за пределы Новосибирска. Тогда «Книгомир» открылся на Урале, в 2001 году - в Томске, а два года спустя он появился и в Москве. Сегодня эта сеть объединяет более трехсот магазинов, расположенных в 135 городах России, а в 2007 году их откроется еще не менее 120, говорит глава департамента маркетинга «Топ-книги» Ольга Шерман.

Крупноформатные магазины cash & carry «Литера» (их площадь 1000 – 2000 кв. м) «Топ-книга» начала развивать в 2003 году. Сегодня их уже 23 в 10 российских городах с населением более полумиллиона жителей, а к концу 2007 года станет около 40, сообщила госпожа Шерман. В 2005 году «Топ-книге» удалось увеличить товарооборот более чем в два раза за счет открытия новых магазинов cash & carry и появления в арсенале «Топ-книги» сети гипермаркетов «Лас-Книгас». Их отличительная черта – «уголки для чтения» с креслами и диванчиками, детские площадки, а также кафе и кофейни.

Георгий Лямин не упустил из вида и смежный сегмент – сейчас в Новосибирске, Томске и Москве у компании 13 магазинов городской прессы «Сорока». Магазины периодики были для «Топ-книги» экспериментальным форматом, но в начале года компания заявила, что намерена развивать сеть и довести ее до 30 – 35 магазинов уже в конце 2007 года.

Сейчас на складах «Топ-книги» около 100 тысяч наименований книг и примерно 150 тысяч – в магазинах. Георгий Лямин ожидает удвоения товарного запаса в 2008 году. А пока компания продает до трех миллионов книг в месяц.

Внешние источники финансирования понадобились Лямину и его партнерам только в 2000 году – тогда они оформили первый банковский кредит. Со временем банковских займов стало не хватать, и для масштабного развития в декабре 2006 года «Топ-книга» разместила облигационный займ на 1,5 млрд руб. Георгий Лямин не исключает и привлечения стратегического партнера в дальнейшем для развития сети. Помимо открытия собственных магазинов, «Топ-книга» намерена развиваться через продажи в супермаркетах, в частности, уже подписаны соглашения с федеральными ритейлерами – «Лентой» и «О’кей».

Недавно компания учредила дочернее ООО «Топ-книга Украина», которое будет развивать книготорговлю на Украине. Пока неизвестно количество магазинов, которое сеть собирается открыть там, но в компании рассчитывают, что успех «Топ-книги» будет сравним с российским, ведь самым популярным языком Украины по-прежнему остается русский.

В 2007 году «Топ-книга» рассчитывает удвоить оборот. А в 2006 году ее выручка составила около 5,5 млрд рублей. В ежегодном рейтинге российских розничных торговых сетей, составляемом газетой «Коммерсантъ», «Топ-книга» заняла 49-е место и стала единственной книготорговой компанией, вошедшей в него. По мнению Георгия Лямина, книжный рынок растет как минимум на 20 % в год, кроме того, на нем много свободных ниш, за счет которых в 2009 году «Топ-книга» рассчитывает занять 15 % российского рынка.

Никита Березин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления