NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

ясная погода, без осадков

ощущается как -2

1 м/c,

южн.

762мм 83%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Бизнес Экономика Машины на тротуаре

Машины на тротуаре

В пик сезона охраняемые автомобильные парковки стремительно теряют клиентов

Охраняемая автомобильная парковка превратилась этой зимой в потребительское излишество: новосибирские автовладельцы предпочитают экономить на ночлеге своих машин, оставляя их под окнами квартир или у стен круглосуточных киосков. Охраняемые парковки стремительно теряют постояльцев — их заполняемость сократилась более чем наполовину. Спад выглядит столь ошеломляюще, что многие владельцы парковок предпочитают отказаться от этого бизнеса, перепродавая свои площадки другим, более крупным операторам. В свою очередь, лидеры парковочного дела удивлены опустошением даже самых популярных, обжитых паркингов.

По словам участников рынка, спад начался осенью, с самого сентября, как только зашла речь о приходе кризиса в Россию. «Спад мы ждали, но масштабы его превзошли ожидания — констатирует Сергей Люкшенко, директор ЗАО «Лидер-Сервис». — Отток постояльцев коснулся даже тех площадок, которые у нас традиционно считались «аншлаговыми» и имели заполняемость в 110–120 %. Сейчас же они заняты машинами в лучшем случае на 50 %. Например, в прошлом году в тот же период на всех наших парковках стояло ежесуточно по 650–700 машин. Сегодня же — 290–400 автомобилей, не больше».

Операторы новосибирских парковок констатируют, что уходят даже лояльные клиенты, годами оставлявшие свои машины на одних и тех же парковках, буквально обжившие их. Причем нарисовать обобщенный портрет машины-«беглянки» не получится. В поисках бесплатного ночлега с парковок бегут и непритязательные комиссионные «японки», и дорогие новинки европейских автоконцернов. «Процесс этот всеобщий, тут нет разделения на богатых и бедных, — констатирует Игорь Уколов, владелец пяти парковок. — Экономить пытаются все. Кроме того, косвенным стимулом к уходу с парковок стало страхование: застрахованные машины смелее оставляют в неохраняемых уголках».

Перечень таких импровизированных автоночлежек предсказуем. «Кто-то у ларька встанет за десятку, — делится наблюдениями Сергей Люкшенко. — Кто-то примостится у стен пожарной части за 20–30 рублей — просто платят наличными без всяких налогов, за разрешение стоять, с условным наблюдением и без всякой ответственности со стороны наблюдающих». Некоторые автовладельцы теперь оплачивают ночные бдения обычных пенсионерок, живущих на первом этаже. Мол, все равно у бабушки бессонница, так пусть хоть машину за червонец посторожит.

Суточное «проживание» автомобиля на подземной стоянке обойдется в 200–500 рублей. Дороже всего обходятся парковки в центральной зоне Новосибирска, автоночлег в «пролетарских» районах вроде Затулинки дешевле, но спад не миновал ни тех, ни других. Теряют клиентов и крытые парковочные комплексы. В прошлые зимы именно они «отгрызали» у открытых парковок долю постояльцев, но нынешней зимой они в таком же состоянии. «Я недавно общался с руководителями таких стоянок, — подтверждает Игорь Уколов. — И у них там картина такая же — половинное сокращение заполняемости». Парковочный бизнес подкосил ценовой вопрос: в клиентскую цену приходится закладывать стоимость аренды земли, а она чем «центровее», тем выше. В свою очередь, в демократичных периферийных районах другой масштаб расходов, в котором тамошние парковки выглядят такой же избыточной роскошью.

Кстати, снижение цен на услуги парковки помогает мало — у «демпингующих» парковщиков тоже недобор.

Во дворах же, напротив, перебор. «На одном только Челюскинском жилмассиве в период с 17 часов до 10 утра у стен домов, у подъездов, вдоль газонов остаются более 1000 машин, — оглашает свои подсчеты Сергей Люкшенко. — Стихийные стоянки — это загазованные дворы, застревающие пожарные машины, угоны, воровство из автомобилей, ночные вскрики сигнализации, вандализм со стороны жильцов. Хотя ни «народные мстители», ни административные запреты ситуацию не исправят. Ведь запретительные меры результативны, когда есть решение проблемы. Мол, есть у дома своя парковка, значит, у подъезда ты можешь стоять не более 15 минут — пока высаживаешь детей из машины или выгружаешь багаж.

Стоянка должна находиться не дальше, чем в 200 метров от вашего дома. Это нормальное, соразмерное человеку расстояние.

Был момент, когда такое могло стать реальностью. Но он упущен — все уперлось в переосмысленный вопрос собственности. Ведь почему нет стоянок вблизи домов? Да потому, что сейчас все земли вокруг домов отдали домовым комитетам, ТСЖ. В результате, для того чтобы сделать стоянку на придомовой территории, нужно согласовать эту идею со всем домом, со всеми жителями, со всеми членами ТСЖ. Реально это мало кому удается. Кто-то готов отказать просто из вредности — из чувства превратно понимаемого классового протеста».

По словам Сергея Люкшенко, только в Заельцовском районе должно быть не менее 50 автостоянок. Причем цифра эта не идеальная, а «аварийная» — только для того, чтобы слегка ослабить удушающие объятия дефицита. «Даже 200 стоянок вместимостью по 100 машин — это весьма «диетический» объем, — подчеркивает Люкшенко. — Я удивлен, что мэрия прозевала тот момент, когда парковками нужно было заниматься вплотную. Момент этот упущен еще пять лет назад. В перспективе проблема станет только острее. Машина оказывается на тротуаре или газоне не потому, что хозяин ее какой-то законченный негодяй — ее просто некуда поставить. Автовладелец не может найти компромиссного пространства со своим городом».

Ксения Суворова

Фото Веры Сальницкой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления