NGS
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+15°

ясная погода, без осадков

ощущается как +13

2 м/c,

с-з.

754мм 45%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Бизнес Экономика Д. Хачатуров: «Зато мы платим»

Д. Хачатуров: «Зато мы платим»

Президент «Росгосстраха» пояснил, почему сибиряки недовольны услугами страховщиков

В конце апреля новосибирский страховщик «АСОПО» лишился лицензии. Федеральная служба страхового надзора приняла это решение в связи с жалобами клиентов компании на задержку выплат по полисам ОСАГО и каско. Пострадавшие разделили печальную участь с клиентами страховой компании «СТИФ», лицензию которой отозвали ранее по тем же причинам. Президент ГК «Росгосстрах» Данил Хачатуров, встречавшийся недавно с новосибирскими журналистами, прогнозирует в этом году массовый уход страховых компаний с рынка ОСАГО. В ходе пресс-конференции он объяснил, как следует выбирать автостраховщика и почему сибирские клиенты крупнейшего в России страховщика жалуются на необъективность страховой оценки.

Справка: Данил Хачатуров родился 30 октября 1971 года в Москве. Окончил Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева по специальности инженер-экономист, а также Финансовую академию при Правительстве РФ в 2001 году по специальности финансы и кредит. Работал в российских банках и нефтяном секторе. С 2002 г. занимал должность исполнительного директора ОАО «Росгосстрах», с 2004 — председатель совета директоров и генеральный директор ОАО «Росгосстрах». С 2005 — председатель правления и президент группы компаний «Росгосстрах».

Каковы ваши прогнозы по рынку ОСАГО?

Страховые компании, в общем, каждый день разоряются. Я думаю, что эта тенденция будет усиливаться. В этом году, думаю, из 172 компаний, которые занимаются ОСАГО, останется порядка 100. А в 2010 году, может быть, дойдет и до 50.

Реальные расходы на продажу ОСАГО зашкаливают за все разумные пределы давно, больше двух лет. Все средние и мелкие страховые компании жили от кассы — можно было достаточно удачно заниматься страхованием, если у вас каждый год растет объем премии на 125–130%. Кэша было всегда достаточно для того, чтобы закрыть прошлый год. Но от кассы жить больше невозможно — страховые премии падают, а раз они падают, то касса физически уменьшается.

Недавние изменения страховых тарифов ОСАГО сыграли положительным образом на рентабельности данного вида страхования?

Пока нет, никто еще этого не почувствовал. Однако очевидно, что это скажется на уменьшении убыточности. Наша рентабельность пока равна нулю, я прогнозирую минус. У нас есть хоть что резать, в зависимости от того, как мы будем бороться с издержками. А вот тем, кому резать нечего, — гарантированный минус. Пока не будет увеличен общий тариф.

А когда общий тариф может быть пересмотрен?

Есть прогноз, что общий тариф будут рассматривать летом этого года. 6 лет тариф стоит на месте. Инфляция съела все, что только можно было. Стоимость нормо-часов у автодилеров за эти 6 лет увеличилась почти в три раза. Средний тариф по ОСАГО по стране — 1450 рублей. Представляете, что это такое? За 1450 рублей сегодня зеркало не купить, не то что восстановить автомобиль. Поэтому, конечно, тариф надо пересматривать — очевидно.

Как определить надежность страховой компании?

Смотрите на место в рейтинге страховых компаний. При абсолютно одинаковых условиях и тарифах — а сегодня это так, — я искренне не понимаю, зачем вам страховаться в компании, скажем, № 58? Это какая-то специальная игра самого с собой — вернут, не вернут. Поэтому смотрите рейтинги, смотрите устойчивость — для этого не надо специального образования.

Есть ли будущее в нынешних условиях у региональных компаний?

Я считаю, что никакого. Во всем мире есть только крупнейшие игроки, которые выживают за счет дисперсии. Потому что дисперсионно риски раскладываются правильно. Региональные страховые компании полностью зависят от случайности.

Как вы относитесь к введению системы прямого урегулирования убытков?

Я считаю, что это большой шаг вперед с точки зрения клиентского сервиса. Клиенту совершенно очевидно стало удобней. Самое важное, что теперь клиент выбирает страховую компанию так, как и положено. То есть он хочет купить услугу у той компании, в которую в случае ДТП он, собственно, и обратится — в этом смысл страхования. Вы покупаете отложенную услугу — страховой полис. В ОСАГО в этом смысле была странная история. Вы покупали полис, но если в вас кто-то въезжал, вы шли к страховой компании, которую выбрал тот человек. И она могла быть ненадежной. Соответственно теперь вы просто идете обратно к нам, мы вам урегулируем этот убыток, а сами потом разбираемся с этой страховой компанией. Это, конечно, на нас навесило кучу проблем.

Опасаетесь ли вы ценового демпинга на рынке каско?

Нет. Что такое демпинг? Вы берете тот же самый риск только за совершенно невнятную цену. Вообще, откуда демпинг? Не хватает входящего финансового потока, поэтому единственное, что вам остается, — падать любой ценой. Только чтобы выиграть этот поток кэша. Что будет на следующий год, уже никого не волнует. И это очень плохо, потому что страховые компании всегда живут лагом плюс год. На следующий год они еще пособирают. А через год их все равно захлебнет убыточность.

Однако если речь идет о рекламе страховой компании с каско с каким-то потрясающим тарифом — это неопасно. Там нет этого тарифа — там есть франшиза, т.е. уплата только более определенного ущерба. Условно говоря, 25 тыс. рублей — любое повреждение. Без этого вам на самом деле очень долго не платят.

Ожидаете ли вы всплеска спроса на полисы каско в связи с запуском программы господдержки автокредитования российских автомобилей?

Всплеска нет. Я думаю, что плюс будет — «подкожного жира» очень много. Однако мне кажется, россияне не каждый месяц смогут радовать себя новым автомобилем.

Как вы думаете, с чем связаны жалобы некоторых клиентов «Росгосстраха» на необъективность вашей системы оценки ущерба и как работает эта система?

На самом деле люди у нас вообще ничего не оценивают. Есть программное обеспечение, которое само за тебя считает. Приходит калькуляция на машину, и идет автоматическая выплата. Проблема иногда в том, что цены растут быстрее, чем меняется программное обеспечение. Например, условно говоря, краска в Сибири стоит дороже, чем она у нас забита в Москве по этой машине.

Я вам больше скажу — в европейской части России почти нет недовольных. А у вас (в Сибири. — Е.В.) есть ровно потому, что здесь немного аномалия с ценами на запчасти, а мы на аномалии не рассчитаны. В некоторых регионах какие-то сумасшедшие цены на запчасти — например, на японские. В этом смысле очень хороши маленькие страховые компании — можете как-то повлиять на человека, который вам все считает. Зато мы платим. Считает машина, но она всегда выдает деньги.

Елена Воробьева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления