Реклама
СЕЙЧАС +4°С
Все новости
Все новости

Прикрыли лавочку

Новосибирские власти резко сократили число киосков в городе — их места займут сетевые гиганты и банкоматы

Поделиться

Городские власти сокращают количество нестационарных торговых точек в Новосибирске — число киосков и павильонов уменьшится сразу в 2,3 раза. Депутаты объясняют этот шаг безопасностью и чистым обликом исторического центра города, а выселенные киоскеры теперь собрались бороться за новые места — на торгах в условиях дорогой аренды земли. Корреспондент НГС.БИЗНЕС узнала, как сложится судьба киосков и кто займет их место.

Мэрия Новосибирска опубликовала постановление № 41 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов...», подписанное мэром Анатолием Локтем 11 января.

В длинном, на 361 страницу, перечне нестационарных торговых объектов (к ним относятся киоски, павильоны, точки на колесах, внешние холодильные установки и др.) указаны адрес, вид и количество объектов на участке, площадь и специализация киоска, собственник участка и период разрешенного размещения. В список вошли 3569 точек, расположенных на муниципальной земле.

В предыдущей схеме, утвержденной в мае 2016 года, было 8168 объектов — то есть власти решили сократить количество киосков и павильонов сразу в 2,3 раза.

При этом из Центрального района исключили 99 мест, ни в одном из районов города в последней версии схемы количество площадок не увеличилось.

Председатель комиссии городского совета по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов в разговоре с НГС.БИЗНЕС тем не менее сообщил, что «схема не претерпела каких-то принципиальных изменений». Исключать киоск из схемы можно по жалобам жителей или в случае, если он торгует контрафактом, попадает в зону размещения инженерных коммуникаций или находится в охранной зоне исторических объектов, объясняет депутат.

Новосибирск сегодня перенасыщен торговыми площадями, подчеркивает Игорь Салов: «Сегодня практически в каждом районе, даже в Первомайском — он всегда немножко отставал, обеспеченность жителей торговыми площадями примерно в 3–4 раза превосходит нормативные. Это не нарушение, но это говорит о том, что горожане обеспечены торговыми площадями любого характера. Значит, изменения схемы логичны и экономически обоснованны».

В дальнейшем городские власти будут стараться сократить количество киосков в правобережной части города, включая центральную часть, прогнозирует депутат: «Мы предлагаем предпринимателям другие места: магистрали, спальные районы, у нас очень большая история города, нам есть что предложить».

Киоски, не вошедшие в схему, будут снесены. Предприниматель в этом случае останется без компенсации, но cможет участвовать в новых конкурсах, объясняет депутат.

В марте 2015 года вступили в силу поправки в Земельный кодекс, который никак не регулирует процесс продления договора между киоскером и муниципалитетом, объясняет уполномоченный по защите прав предпринимателей в НСО Виктор Вязовых: «Сегодня договор [аренды земли под киоск] закончился, теоретически его нужно снести, отыграть конкурс и потом по новой строить на год, через год снова снести и снова через аукцион искать победителя. Это нерабочая ситуация. Законопроект внесен (по проекту предполагается, что после окончания договора аренды его вновь продлевают — либо участок изымают, но предлагают киоскеру взамен другой. — Н.Г.), но Госдума его никак не вносила, насколько я знаю, против были власти Москвы». По словам Вязовых, за две недели до вступления в силу нового Земельного кодекса в Новосибирске некоторые ларечники успели перезаключить договор аренды на 3 года — они истекут не позднее марта 2018 года. После этого момента муниципалитет будет вправе вернуть себе землю и снести киоски.

Для Новосибирска выгодно не сносить ларьки по московскому сценарию, а удвоить их количество, уверен омбудсмен. «Дело в том, что Новосибирск и Москва — совершенно разные. У Новосибирска бюджет 36–37 млрд руб., а в Москве — 2–3 трлн руб.

И пусть там населения в 10 раз больше, но бюджет там в 50 раз больше. Они себе могут позволить освобождать улицы, сносить старые здания, выплачивать компенсацию за снос.

Бюджет Новосибирска не позволяет этого делать», — говорит Вязовых. По его подсчетам, киоски могут приносить до 450 млн руб. в бюджеты всех уровней даже без учета НДФЛ.

Координатор «Коалиции киоскеров» в НСО Наталия Кошелева также ждет изменений в законе: «Мы сейчас бьемся за преимущественное право заключения договора аренды. Потому что после окончания договора сейчас нашему предпринимателю снова нужно выходить на торги, и мы не знаем, сохранит ли он свой бизнес, который вел годами». Также она обращает внимание на то, что в сфере постоянно сокращается и количество рабочих мест: «[В схеме] есть павильоны с банковскими услугами, где можно снять деньги и заплатить ипотеку, до них там стояли торговые объекты, где работали люди и были рабочие места».

На 2017 год у Кошелевой «не лучшие предчувствия»: помимо сокращения рабочих мест, киоскеры столкнутся с необходимостью установить кассовое оборудование, — этот вопрос должны решить федеральные законодатели летом. Кроме того, дальнейший рост налоговой нагрузки заставит многих ИП «уйти в тень», считает эксперт.

Председатель Совета предпринимателей Калининского района города Новосибирска Евгений Бурденюк считает, что оставшиеся в схеме места для киосков в конечном счете могут занять крупные сетевые игроки типа «Дяди Денера».

Эпоха «классического ларька с окошком», по мнению эксперта, подходит к концу: «Особой активности на этом рынке нет, все хорошие места разбирают лидеры рынка.

"Дядя Денер" забирает места по 2–3 тыс. руб. за кв. м и платит напрямую мэрии. Раньше мы платили 200–300 руб. за кв. м, сейчас иногда "доторговывают" до сумасшедших цифр. Представьте какого-нибудь ИП, конкурента "Дяди Денера", или какой-нибудь небрендовый общепит — они не смогут построить объект и купить оборудование. Те, кто хочет попробовать себя на рынке, стопроцентно не вывезут эту ситуацию», — считает Бурденюк.

Данные 2ГИС потдверждают рост сетевой торговли в Новосибирске: к январю 2017 года количество точек «Дяди Денера» составляло 70 штук (+8 за прошедший год), но у сети есть заведения и в стационарных объектах. К примеру, другая крупная сеть стрит-фуда «Русские блины» объединяет 61 точку, за год она увеличилась на 13 объектов.

По подсчетам представителя совета предпринимателей, чтобы начать торговлю, бизнесменам, помимо платежей за аренду, нужно около 600 тыс. руб. — столько стоит сам киоск и оборудование. Как и землю, киоск можно арендовать, но цены в «топовых местах» начинающим предпринимателям не потянуть, считает он.

Наталья Гредина 
фото Виталия Савельева (РИА Новости)

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter