Лето лезет в кошелёк

Новосибирские предприниматели научились зарабатывать на прохожих по 600–800 тысяч за лето — НГС.БИЗНЕС выяснил, каких вложений требует сезонный уличный бизнес и как быстро он выходит в плюс

Горожанин на отдыхе 
Горожанин на отдыхе 

Надвигающееся лето может стать большим испытанием для фантазии горожан — развлечься без выезда в лес или на море в Новосибирске получается не всегда, но предприниматели не спят и заманивают прохожих броскими велосипедами, гироскутерами, громадными батутами и надувными шарами-зорбами. Аттракционщики уповают на хорошую погоду — если всё сложится, можно будет зарабатывать на некоторых объектах до 20 тыс. в день, но особых иллюзий не питают — сибирское лето штука непредсказуемая. НГС.БИЗНЕС разбирался, какие риски есть у летних городских аттракционов и сколько можно заработать на местных искателях радости. 

Миллион за надувные джунгли


В прохладный будний день аттракционы в Центральном парке скучают. Очередей нет нигде, скрипучая карусель катает на пластиковом мотоцикле одинокого задумчивого мальчика, несколько мам с детьми гуляют по дорожкам, продавцы игрушек неспешно листают журналы. Парк кардинально меняется, как только приходит тепло, говорит смотритель аттракционов: если сегодня на надувной горке «Микки» нет никого, то в жаркие дни, а тем более в выходные, аттракцион посещают до 100 человек.


Горка «Микки» в жаркие дни переживает осаду 100 человек 
Горка «Микки» в жаркие дни переживает осаду 100 человек 


В распоряжении ребёнка на громадной надувной горке (габариты «Микки» — 6 м в высоту, 12 в длину) 10 минут, за которые родитель должен заплатить 120 руб. Заработок нестабильный, уверен работник Центрального парка, пожелавший остаться неназванным, — слишком много здесь зависит от погоды.


Учредитель компании ООО «Аттракцион.ру» (является представителем петербургского производства) Леонид Шендалёв рассказал НГС.БИЗНЕС, что в последние несколько лет интерес бизнесменов к надувным батутам неизменно падает. В пиковые годы компании удавалось продавать десятки надувных конструкций за сезон, сегодня этот поток исчисляется единицами, желающих купить батут у производителя в 4 раза меньше. При этом Шендалёв отмечает, что срок годности качественного надувного батута 3–5 лет и рынок, по его мнению, уже насыщен. По его примерным подсчётам, с учётом всех парков и торговых центров, у которых обычно устанавливают батуты, в городе сегодня до 25 таких объектов.


Горка рассчитана на детей 4–14 лет
Горка рассчитана на детей 4–14 лет


«Заработок — непредсказуемая вещь, но за сезон стоимость батута должна окупиться. Но важно, где он стоит: покупательная способность на Затулинке одна, а в центре — другая. И направленность важна, в Центральном парке люди планируют поразвлекаться, покататься на аттракционах, а другое дело Заельцовский парк, там люди релаксируют и катаются на велосипедах, люди туда могут даже детей не брать. Большой трафик у детских магазинов, но там солнцепёк, сильно накаляется, им тоже может не нравиться, а в парках — зелень. Поэтому сказать точно, будет ли батут приносить большой заработок, невозможно», — уверен Шендалёв. По его мнению, самые подходящие для батутного бизнеса парки в Новосибирске — это Центральный, но обходит его Берёзовая роща, где отдыхает больше маленьких детей.

 

Стоимость надувного батута варьируется от конфигурации, рассказывает Шендалёв, — они могут стоить как 150 тыс., так и несколько миллионов, отмечает он. «Чем больше ты вкладываешь, тем больше ты зарабатываешь — тут прямая зависимость. Если ты вкладываешься в большой батут, тем больше денег ты заработаешь, он больше интересен людям. Просто попрыгать на ровной поверхности детям уже неинтересно, им интересно, чтобы горка была, чтобы можно было подняться и скатиться. Батут в районе 200 тыс. может не окупиться, а за 600–800 тыс. большая горка может окупиться за один сезон», — подчеркивает Шендалёв.


С малых лет как белка в колесе


Для детей батут не потеряет актуальности, считает производитель аттракционов, но в последние годы в моде другое увеселение — зорбы. Надувные шары, плавающие в бассейне, есть и в Центральном парке Новосибирска. Смотритель аттракциона Александр рассказал НГС.БИЗНЕС, что в жаркие выходные побегать по бассейну в пузыре успевают до 100 человек, в будни — человек 20. Пять минут в зорбе обойдутся горожанину в 200 руб. «Этого достаточно, чтобы устать, там воздух заканчивается в шарике», — объясняет Александр. На аттракцион допускаются люди с 3 лет, зорбы выдерживают до 70 и 100 кг в зависимости от формы.


Зорбы в Центральном парке выдерживают людей весом до 100 кг 
Зорбы в Центральном парке выдерживают людей весом до 100 кг 


Шендалёв отмечает, что популярность зорбов выросла именно в последние два года. По его воспоминаниям, сегодня можно побегать как белка в колесе в Центральном парке, в Нарымском сквере, в саду им. Кирова и в парке на Затулинке, а также около «Ауры». «Один зорб стоит около 25 тыс., плюс бассейн (на сайте компании бассейны стоят от 95 тыс. до 250 тыс. руб. — Н.Г.). Чем больше зорбов, тем интереснее», — говорит поставщик зорбов. 


Стрельба по мышам


Владелец нескольких тиров в Центральном парке Игорь под кряканье виртуальных уток жалуется, что в последние годы люди разлюбили стрелять. «Вообще очень плохо люди стали ходить. Сейчас у всех детей свои компьютеры, им неинтересно стало. Сейчас в выходной только человек 20 стало, очень плохо ходят», — уверен Игорь, чей тир работает в парке уже 10 лет.


Минута стрельбы по мультимедийным уткам стоит 100 руб.
Минута стрельбы по мультимедийным уткам стоит 100 руб.


По его наблюдениям, популярность сохраняют самые старые «воздушки», людям интереснее стрелять из пневматики, чем из лазерного ружья. Цена на все виды стрельбы одинаковая — 100 руб. за 5 выстрелов из «воздушки» или за минуту стрельбы в лазерном тире. Какую примерную выручку получает тир, Игорь затруднился озвучить, объяснив это непредсказуемостью погоды.


Менеджер компании «Рубин-Тир» Ирина сообщила НГС.БИЗНЕС, что в последние годы компания практически не делает лазерные тиры для аттракционщиков. 


Основной поток клиентов к производителям виртуальных стрельбищ приходит из школ и колледжей, где озадачены подготовкой к сдаче норм ГТО. 


Ирина смогла вспомнить только три лазерные тира, работающие для горожан в качестве аттракциона (Центральный парк, Берёзовая роща, а также развлекательный центр «Лукоморье»).


Лазерный тир стоит примерно от 160 тыс. (одна единица оружия) до 350 тыс. руб. (полный комплект с лазерной камерой, экраном, ноутбуком, программой и оружием), объясняют в компании. «Есть два варианта — один с экраном, там проецируется специальная программа с сюжетом, например остров, по которому бегают мыши. Вы стреляете в экран, лазерная камера ловит сигнал, передаёт его в компьютер и засчитывает промах или попадание. Второй вариант — это классическая стрельба по бумажным мишеням, лазерная камера смотрит на мишень, видит, куда вы попали, и считает очки», — объяснила принцип работы тира Ирина. По её словам, лазерный тир сильно выигрывает у пневматического — не нужно тратить время на смену мишеней и чистку оружия, аренда участка будет стоить дешевле (необходимое расстояние до мишени здесь не 10, а 3–4 метра), к тому же это оружие безопаснее, уверена она.


«Если будет правильный бизнес-план, хорошее место и не кусучая цена за игру (бывает, 100 руб. ставят), по 30–50 руб. примерно, тогда можно взять объёмом, такие тиры окупают вложения», — констатировала собеседница.


И уеду куда-нибудь


По запросу «прокат велосипедов» 2ГИС выдает 46 организаций. Один из самых центральных прокатов от компании «Провокатор», кажется, снабжает велосипедами каждого, кто хочет отправиться на двухколёсную прогулку по центру города. Основатель проката Кирилл Тищенко рассказал НГС.БИЗНЕС, что вложил в этот бизнес миллион рублей (в частности, купил 35 импортных велосипедов) в 2015 году. Сегодня в прокате работают два сотрудника и два мастера, точка у «Провокатора» пока что только одна — недалеко от площади Ленина. Однако вскоре компания откроет ещё две — около Заельцовского парка и на набережной.


Велопрокат может окупиться за три года, считают предприниматели 
Велопрокат может окупиться за три года, считают предприниматели 


По словам Тищенко, за сезон при хорошей проходимости одна точка может приносить 250–400 тыс. руб. «чистыми». Нынешнее лето станет третьим для проката, и в этот раз компания планирует выйти в плюс, говорит Тищенко. «Велопрокат очень сильно зависим от погоды. В дождь удовольствие от катания сомнительное, как и в сильную жару. Вот и получается, что в будние у нас велосипеды берут в основном после рабочего дня, плюс в выходные, если не холодно и нет дождя», — рассказывает глава «Провокатора».


Стоимость проката здесь варьируется от 150 до 300 руб. за час, сказано в сообществе проката в соцсети «ВКонтакте». По мнению Тищенко, Новосибирск не слишком подходит для велопрогулок из-за отсутствия инфраструктуры. «По городу кататься — дышать выхлопными газами, а попробуй в парк заехать — комары съедят. Вот и мажем своих клиентов бутербродным слоем защиты от насекомых», — заключил собеседник.


У проката есть и явные риски. За 2 года работы из проката угнали 2 велосипеда стоимостью по 50 тыс. каждый, рассказывает Тищенко. К тому же велосипеды часто ломают. «К чужим вещам люди относятся не так бережно, как к своим. Поэтому восьмёрки на ободах, сломанные тормозные ручки и педали — обычное дело для проката», — предупреждает предприниматель.


Гироскутеры — не конкуренты велосипедам, считают прокатчики 
Гироскутеры — не конкуренты велосипедам, считают прокатчики 


К другим «конкурентам» на колёсах Тищенко относится спокойно. Гироскутер — не конкурент велосипеду, считает он. «Велосипед — это средство передвижения, но ещё и отличный тренажёр. А гироскутер, на мой взгляд, некая игрушка/аттракцион, но это, безусловно, интересный девайс», — признаёт прокатчик, тем не менее гироскутеров в «Провокаторе» нет. А вот хипстерские лонгборды набирают популярность, и сейчас уже появились лонгборды с электроприводом, рассказал Тищенко. Однако пока что их в прокате берут нечасто.

Наталья Гредина
фото Александра Ощепкова (1, 6, 7), Натальи Грединой (2–5)

Читайте также