Железный консультант

 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Москвичи тестируют на новосибирцах новый формат магазина низких цен — без товаров и продавцов
На складе нового интернет-магазина нет витрин с товарами и продавцов — технику выбирают при помощи специального терминала
На складе нового интернет-магазина нет витрин с товарами и продавцов — технику выбирают при помощи специального терминала
В Новосибирске появился магазин цифровой техники — «Терминал.ру», в котором нет ни продавцов, ни витрин и полок с товарами. Вместо них покупателей встречают электронные терминалы. Владельцы магазина объясняют, что «Терминал.ру» — это попытка приблизить электронную торговлю к тем, кто сегодня боится шопинга в онлайне. Конкуренты считают, что отсутствие продавцов в розничной точке существенно снижает продажи. В самой компании заявляют, что снижение издержек на персонал позволяет держать одни из самых низких цен на технику в городе.

Новый формат начала развивать московская компания «ДП-Мобайл», открыв в Новосибирске свой первый магазин такого типа. От привычных салонов цифровой техники «Терминал.ру» отличает отсутствие товара и продавцов в зале — здесь стоят 15 специальных терминалов с компьютерами, вендинговый аппарат с напитками и терминал для различных платежей. Покупатель с помощью спецтерминала может выбрать интересующий его товар в интернет-магазине и получить его на складе, расположенном здесь же, в ТЦ «Подсолнух».

Как поясняют в самой компании, возможность приобрести технику на складе появилась, чтобы люди не боялись слова «интернет-магазин», воспринимая его как нечто виртуальное, которое может завтра исчезнуть.

В «Терминал.ру» представлены телефоны, телевизоры, ноутбуки, мониторы, фотоаппараты, видеокамеры и другая техника. При беглом осмотре возникает ощущение, что ассортимент небогат, но навигация по сайту понятна неискушенному потребителю интернет-магазинов, а поиск можно делать не только по модели и цене, но и по параметрам.

Сейчас в «Терминал.ру» 15 терминалов с компьютерами и два продавца-консультанта на выдаче товара
Сейчас в «Терминал.ру» 15 терминалов с компьютерами и два продавца-консультанта на выдаче товара

«Компьютеры мы не стараемся широко представлять, у нас за стенкой «Готти». Главная наша фишка — это низкие цены за счет сокращения издержек на аренду и персонал. Наше сильное направление — телефоны: некоторые позиции дешевле на 3000–5000 руб. В зале в одной смене работают два человека — выдают товар и консультируют в случае необходимости», — рассказывает директор проекта в Новосибирске Светлана Костромина. Она отметила, что у отсутствующих на складе товаров не указаны цены — то, чем часто грешат интернет-магазины, когда после заказа обнаруживается, что нужной позиции нет в наличии.

Стоимость доставки составляет 200 руб., а оплатить покупку можно наличными или по банковской карте — для этого курьеры возят с собой специальные терминалы. В планах компании — открыть второй склад на правом берегу.

Корреспондент НГС.БИЗНЕС сопоставила цены в нескольких новосибирских интернет-магазинах, пытаясь понять, где выгоднее приобрести себе Apple iPhone 3GS на 16 ГБ, нетбук Asus Eee PC 1201HA, жидкокристаллический телевизор LG 32LH2000 и фотокамеру Canon EOS 450D 18-55 IS KIT. Коммуникатор от Apple в новоиспеченном интернет-магазине оказался на 3000 руб. дешевле, чем в «Евросети» (26 990 руб.), впрочем, на менее дорогие модели вроде смартфона Nokia 5530 цены у них одинаковые. Нетбук оказался незначительно дешевле, чем в ДНС, — 16 290 вместо 16 550 руб., в «Готти» и «ТехноСити» цены еще выше. Телевизор выбранной марки меньше всего стоит также в «Терминал.ру», а фотокамера столько же, сколько в «Евросети», и дешевле, чем в ДНС и «ТехноСити».

В компании ДНС уверены, что отсутствием продавцов «Терминал.ру» ограничивает потребителей. «Они отсеивают тех, кому продавец нужен. У нас примерно 60 % людей подготовленных и знающих, что им нужно, а 40 % точно не знает, что именно хочет, и не будет ковыряться в интернете, а лучше придет и посмотрит визуально, пощупает руками», — комментирует специалист коммерческого отдела ДНС Александр Назаров.

Новый магазин расположился в ТЦ «Подсолнух», в случае успешности еще один откроют в правобережье
Новый магазин расположился в ТЦ «Подсолнух», в случае успешности еще один откроют в правобережье

«У нас тоже было что-то вроде терминала, но не прижилось. Опыт показывает, что живое общение способствует большим объемам продаж», — говорит представитель ДНС.

Развивать интернет-торговлю пытаются многие новосибирские компании, правда, удачными можно назвать далеко не все. Наиболее привычны интернет-магазины на сайтах компьютерных и мобильных салонов — «Техносити», ДНС, «Евросеть», «Связной». «На сегодня доля интернет-продаж в регионах небольшая, это связано с относительно невысоким уровнем проникновения интернета, — объясняет Алексей Попов, управляющий Сибирским филиалом компании «Евросеть». — В 2009 году по России объем онлайн-продаж вырос на 36 %, и это говорит о том, что в перспективе это направление может приносить серьезные доходы и развиваться как отдельное направление бизнеса».

Свой интернет-магазин есть у книготорговой компании «Топ-Книга», открытый в июне 2009 года и имеющий 5 % от общего оборота розничных продаж по итогам года. Ведет продажи на сайте муниципальная «Новосибирская аптечная сеть», а в интернет-магазине «Флорис» можно заказать цветы. Звонок в интернет-магазин отделочных материалов kwadratura.ru дал понять, что если что-то понравится на сайте, лучше уточнить по телефону, есть ли это в наличии. Заявляла об открытии интернет-магазина даже омская исправительная колония № 6, но на деле сейчас на их сайте размещен лишь каталог и прайс-лист с контактами.

А вот интернет-торговля продуктами в Новосибирске не пошла — запущенный прошлым летом проект Elf скоропостижно скончался. То, что такие проекты работают Москве и Санкт-Петербурге, эксперты объясняют большим дефицитом времени у людей и их готовностью пользоваться интернет-магазинами. «Продукты требуют особых условий хранения и транспортировки, наличия персонала, который следит за качеством, поэтому мы получаем затраты того же розничного магазина», — говорит Андрей Тайлаков, директор сети магазинов «Соседи», а в прошлом филиала «Юнимилк-Новосибирск». По мнению ритейлера, создание интернет-магазина на базе существующей сети только вызовет дополнительные расходы. «Вряд ли служба доставки существенно повысит оборот, но персоналу нужно будет платить зарплату», — считает Тайлаков.

Елена Сафронова
Фото Сергея Ляшко

Прочтений: 15 647

Читайте также