Рейсов больше нет

 УСЛУГИ И ТУРИЗМ
Городской аэропорт Новосибирска закрыт навсегда, начата распродажа его имущества
Площадь перед зданием аэровокзала засыпана снегом, который здесь давно уже никто не чистит
Площадь перед зданием аэровокзала засыпана снегом, который здесь давно уже никто не чистит
Новосибирский аэропорт «Северный» прекратил прием воздушных судов. Из стадии банкротства предприятие перешло в стадию фактической ликвидации. На прошлой неделе был проведен первый аукцион по продаже его имущества. Пока конкурсному управляющему удалось выручить лишь 1100 рублей из почти 127 млн долга ОАО «Новосибирское Авиапредприятие», которому принадлежит аэропорт. Надежд, что когда-то со взлетно-посадочной полосы «Северного» вновь поднимутся самолеты, практически не осталось. В нише региональных авиаперевозок уверенно обосновался аэропорт «Толмачёво».

Справка: Аэропорт «Северный» был создан в 1929 году. В 2003 году Федеральное государственное предприятие (ФГУП) «Новосибирск Авиа» было признано банкротом, а в августе 2005 года преобразовано в ОАО. В мае 2006 года 100 % акций этого общества были проданы за 120 млн рублей ЗАО «Ново-Ойл», принадлежащему предпринимателю Вольдемару Басалаеву. 30 апреля 2010 года «Новосибирск Авиа» попросило признать себя банкротом, а 2 ноября в нем было открыто конкурсное производство.

Первые торги по продаже имущества ОАО «Новосибирское Авиапредприятие» («Новосибирск Авиа») прошли на прошлой неделе на электронной бирже utender.ru.

Из 10 лотов покупателя нашел только один ООО «Аэропорт Новосибирск-Северный», за 100 % доли которого было заплачено 1100 рублей.

Как пояснили в компании «Содружество», которая организовала торги, столь низкая стоимость объясняется отсутствием у данного предприятия активов. По сути, проданы только печать и государственная регистрация — примерно столько стоят сейчас на рынке готовые ООО.

Конкурсный управляющий «Новосибирск Авиа» Сергей Веймер рассказал корреспонденту НГС.БИЗНЕС, что ООО «Аэропорт Новосибирск-Северный» — это операционная компания аэропорта, через которую проходили расчеты с поставщиками и клиентами, никакого имущества в ее распоряжении не было. Отсутствие активов, впрочем, не помешало этой организации накопить солидные долги, которые составляют около 5 млн рублей. Кому и для чего могло понадобиться такое предприятие, Сергей Веймер сказать затруднился.

Самолеты ближней авиации Ан-24РВ еще могут пригодиться перевозчикам, однако летать на них удобнее из «Толмачёво»
Самолеты ближней авиации Ан-24РВ еще могут пригодиться перевозчикам, однако летать на них удобнее из «Толмачёво»

Сам аэропорт с 1 февраля полностью прекратил работу по приему самолетов. Последние машины, принадлежащие Министерству обороны, которые обслуживались на «Северном», еще в конце прошлого года переведены в «Толмачёво».

О покупателе — компании «Лира» — известно немного. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», предприятие создано в 2005 году и принадлежит сейчас Bantrilt Trading Inc (зарегистрировано на Британских Виргинских островах) и директору Елене Бабаян. В 2009 году компания располагала активами в размере 10 тыс. рублей.

Руководитель «Сибирский юридической компании» Сергей Карпекин считает, что в приобретении за символическую стоимость предприятия, имеющего задолженность, но не имеющего активов, может иметь смысл, если это предприятие имеет какую-то действующую разрешительную документацию на аэропортовую деятельность (сертификация, допуски и пр.).

Другим мотивом такой покупки, по мнению Сергея Карпекина, может быть попытка самого должника снять с себя ответственность за долги этой компании.

Сейчас для того чтобы получить свои деньги, кредиторам ООО «Аэропорт Новосибирск-Северный» придется добиваться банкротства этой организации. Однако в условиях отсутствия активов в России и зарубежной регистрации основного владельца получить что-то с нее практически не реально.

Впрочем, на фоне общей кредиторской задолженности «Новосибирск Авиа» «списанные» 5 млн рублей не выглядят большим облегчением. Общая задолженность предприятия на момент открытия конкурсного производства составляла 126,8 млн рублей. Чтобы попытаться вернуть хотя бы часть этих денег кредиторам (прежде всего это ФНС и «СибирьЭнерго»), и началась продажа активов компании.

Теперь «Северный» можно будет использовать «по специальности» разве что для проведения авиашоу
Теперь «Северный» можно будет использовать «по специальности» разве что для проведения авиашоу

Помимо ООО «Аэропорт Новосибирск-Северный» на первые торги были выставлены 9 самолетов Ан-24РВ, Ан-30 и Ан-30Д, выпущенных с 1973 по 1978 год, общей стоимостью в 21,6 млн рублей. Дешевле всего можно было купить самолет Ан-30 (450 тыс. рублей), а самой дорогой машиной стал Ан-30Д (5,1 млн рублей). По словам Сергея Веймера, на один из самолетов даже объявился реальный покупатель, однако он не успел оформить документы. Теперь, в соответствии с законодательством, подержанные Аны вновь будут выставлены на новые торги с 10%-ным дисконтом.

Главным активом «Новосибирск Авиа», впрочем, являются не старые самолеты, а солидный участок земли площадью 200 га. Именно эта земля и привлекла, по всей видимости, в свое время в аэропорт Вольдемара Басалаева, который планировал с помощью инвесторов построить на ней целый жилмассив. В 2006 году его компания обратилась в областную администрацию с просьбой рассмотреть возможности «неавиационного» использования территории, занимаемой аэропортом.

Однако пока аэропорт работал, начать реализовывать эти проекты было просто невозможно. Сейчас эта проблема исчезла.

Главной причиной проблем «Северного» стал, в свое время, обвал рынка региональных перевозок. В советские времена на самолете можно было улететь в любой из окрестных областных центров. Однако эти рейсы зачастую дотировались — недорогие билеты не позволяли их окупать. После того как субсидирование прекратилось, полеты по реальным ценам в Кемерово или Омск стали для пассажиров слишком дорогими.

Сейчас региональная авиация начала оживать, и у «Северного», возможно, мог появиться шанс. Но в последние годы развитием этого сегмента занялся и аэропорт «Толмачёво», который после реконструкции и расширения загружен сегодня не более чем на 50 % своей пропускной мощности. Сегодня здесь есть уже десять региональных маршрутов, последним по счету стал рейс авиакомпании «Ангара» в Горно-Алтайск, открытый в декабре прошлого года. Бороться на равных с таким конкурентом «Северному» было бы уже нереально. Самим перевозчикам оказывается более оптимально организовывать такие рейсы на базе «Толмачёво», чтобы делать удобные стыковки для транзитных пассажиров.

Стас Соколов
Фото автора

Прочтений: 30 141

Читайте также